На какое число приходится праздник. Вопрос священнику. Почему Пасха празднуется в разное время? Народные приметы на Радоницу

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Самое время выяснить, какого числа Старый Новый год 2018 и как приготовиться к этому празднику! Можно прочитать прикольные колядки своим знакомым или соседям, можно собраться за праздничным столом в кругу семьи. Приготовить вареники, прочитать поздравления и хорошенько повеселиться - не в этом ли вся суть Старого Нового года?

Старый Новый год в разных областях и странах у славян встречают по-своему. Вот поэтому в интернете часто расходятся мнения относительно традиций встречи этого праздника. К примеру, в центральных районах России 14 января почитают святого Василия Великого (покровителя земледелия).

В южных же областях ночь с 13 на 14 января еще называют «Щедрым вечером». К тому же Старый Новый год в настоящее время празднуют не только славяне, но и жители других стран. В 2018 году праздник будут отмечать в Греции, Румынии. Следует упомянуть, что некоторые обычаи празднования Старого Нового года заимствованы именно из этих стран.

Какого числа Старый Новый год - когда отмечают?

Если вы еще не запомнили, на какое число приходится это событие, то знайте - на 14 января 2018 года . Если выражаться точнее, то на ночь с 13-го на 14-е января. Некоторая путаница в датах произошла по той причине, что Россия перешла на григорианскую систему летоисчисления в 1918 году. Кстати на 14 января приходится не только Старый Новый год, но еще и два православных праздника: день святого Василия и день памяти Мелании.

В Швейцарии все еще интереснее - 14 января здесь почитают святого Сильвестра (нет, не того, который СталлонеJ). Жители страны облачаются в маскарадные костюмы и именуют друг друга Сильвестр-Клаусами. В Румынии массово пекут необычные пироги, в которые в качестве начинки добавляют чеснок, перец, а также кольца и монеты. В Черногории готовят выпечку из кукурузного теста.

Прикольные колядки на Старый Новый год

На праздник принято не только лепить вареники и готовить прочие вкусные блюда. По традиции в предновогоднюю ночь полагалось также и колядовать. В наше время колядки и щедровки малоизвестны жителям современных мегаполисов. Поэтому мы собрали для вас самые разные колядки - взрослые и детские, шуточные, на любой вкус.

Чтобы получить колядку, кликните на изображение Деда Мороза .

Кстати, отмечать Старый Новый год в 2018 году можно не только колядками. Этот праздник приходится на знаменитую святочную неделю - идеальное время, чтобы узнать свою судьбу! А помогут вам в этом , представленные на сайте сайт.

Как отмечали «Васильев вечер»

Вечером вся семья собиралась за праздничным столом. В честь святого Василия по избе рассыпали яровую пшеницу и произносили молитву. Затем зерно собирали, завязывали в тряпочку и хранили в святом углу, до посева.

После застолья, празднующие выходили на перекресток, чтобы сжечь «Дидух» (символического деда). Около костра совершали обряд переодевания. В огне сжигали старую одежду и сразу же наряжались в новую. Обряд переодевания символизировал обновление, хорошие перемены в грядущем году и избавление от присутствующих трудностей. Когда пламя у костра начинало угасать, славяне прыгали через огонь. Этим действием они также изгоняли злых духов.

Считалось, что в ночь на 14 января выходит вся на землю. Вторая святочная неделя почиталась, как страшная. Для изгнания нечисти девочки подросткового возраста в ночное время разносили по домам ритуальную кашу (кутью). Такая щедрость отгоняла нечисть. Ритуальное угощения сопровождалось песнопением. Подразумевалось, что исполнение песен тоже помогает изгнать .

Утром уже парни ходили «посевать» по избам, они бросали пшеницу на пороги домов. Женщины же старались поймать зерна в подол и положить за икону ().

Согласно традиции, в дом на 14 января первым должен был войти человек мужского пола. Славяне верили, что в этом случае весь последующий год семью ожидает успех в делах и радостные события.

Как отмечали в семьях «Щедрый вечер»

В «Щедрый вечер» была особая традиция для приготовления кутьи. Для совершения этой церемонии все члены семьи собирались в два часа ночи. Самая старшая женщина в семье брала крупу, а главный мужчина приносил воду.

Затем нужно было растопить печь. Заваривать кашу до того, как разгорится огонь в печи, не полагалось. Еще сырое блюдо женщина размешивала, произнося особый заговор.

Сваренную кашу перед употреблением тщательно рассматривали. Если блюдо «удавалось», то расценивали это, как хороший знак. Если же каша убегала из посуды или чугунок повреждался, то начинали ожидать плохого события. Легенды гласят, что обычно намеченное происшествие сбывалось.

В эту же праздничную ночь всей семьей лепили пельмени или вареники. Несколько кулинарных изделий делали с сюрпризом. Например, вкладывали туда монетки, чтобы узнать, кому из членов семьи повезет в будущем году. После ужина славяне ходили в гости к соседям. Празднующие угощали друг друга вкусной едой и просили прощения за причиненные прошлые обиды.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Пасха является древнейшим и самым главным праздником христиан. Он установлен в честь Воскресения Иисуса Христа – дня, являющегося основой всего христианского учения. Как известно, отмечается он в разные даты, каждый год. И в текущем году мы будем праздновать его очень рано, а именно – 28 апреля.

Верующие люди начинают задолго готовиться к этому дню. Сразу же после празднования Масленицы наступает строгий пост, которого придерживаются многие христиане. Он установлен в честь того, что Спаситель 40 дней был в пустыне, и находился там все эти дни без еды. В этом году пост будет продолжаться с понедельника 11 марта по 27 апреля.

А в Христово Воскресенье 28 апреля наступает самый настоящий праздник, для которого в меню уже включаются разные блюда. И главными кулинарными атрибутами этого «торжества торжеств» являются куличи и крашеные куриные яйца.

Не все люди знают традиции и историю Пасхи. Из сегодняшней статьи вы можете подробнее узнать об этом празднике, а также о том, как к нему нужно готовиться и отмечать.

Пасха традиционно отмечается в воскресенье, однако, точная дата каждый год меняется, так как зависит от солнечного и лунного календаря. Кроме того, Христово Воскресенье отмечают в разные дни католики и православные люди. В нашей стране, православная Пасха в 2019 году будет праздноваться 28 апреля, а католики будут отмечать ее на одну неделю раньше.

Это зависит от того, что православные используют юлианский календарь, а католики григорианский.


Из-за того, что каждый год дата меняется, а как ее высчитать не все знают, многие просто обращаются к церковному календарю, или ищут ее в интернете.

Независимо от того, что Христово Воскресенье отмечается в разные дни каждый год, есть строгий подсчет и некоторые правила. В первую очередь, нужно отметить, что Пасха обязательно выпадает на воскресенье, именно в этот день воскрес Иисус. Но у православных она не может наступить раньше, чем у евреев. И на неделю позже, чем у католиков.

А как определяется эта дата, будем разбираться ниже.

Как определяется дата воскресного праздника

В Евангелие сказано, что распяли Иисуса в пятницу, после Тайной Вечери и после захода солнца. Поэтому праздник принято отмечать через неделю после полнолуния, которое следует вслед за равноденственным весенним днем 21 марта.

Этот день рассчитывается в соответствии с движением Земли вокруг Солнца, а также учитывается и изменения Луны. В 325 году на Первом Вселенском Церковном Соборе было утверждено это правило, которое соблюдается и по сей день.


То есть для правильного расчета нужного дня мы должны учитывать:

  • тот факт, что празднование всегда приходится на воскресенье
  • движение нашей планеты вокруг Солнца в соответствии с солнечным календарем
  • движение Луны вокруг Земли в соответствии с лунным календарем

И если полнолуние наступает раньше даты 21 марта, то учитывают последующую фазу Луны. Если же предпраздничное полнолуние выпадает на воскресный день, то дата дня празднования Пасхи придется на следующее воскресенье.

Но следует знать, что великий православный праздник не отмечается раньше 4 апреля и позже 8 мая.

Существует математический метод расчета этого дня. И каждый может им воспользоваться при желании, найдя соответствующий материал в интернете. Обычному человеку не обязательно знать эти формулы. Ведь всегда можно узнать, какого числа будет Пасха в текущем году и без этого.

Немного истории: что такое Пасха, истоки ее возникновения

Не все знают, что люди отмечали этот праздник еще во времена язычества 5 000 лет назад. Но тогда в этот день было лишь одно его значение – поминали умерших родственников. Считалось, что они на время покидают небесное царство, и приходят на землю посетить собственные могилы. Именно поэтому, люди приносили на кладбище различные угощения. И проводили там значительное количество времени.

Также в те времена в этот день приносили Богу в жертву животное, чтобы в грядущем году все были живы, здоровы и жили в достатке и благополучии.

Известное же нам слово «Пасха» произошло от еврейского слова «песах» или «пасах», что значит «миновать, или пройти мимо». Оно пришло еще из Древнего Египта. В те времена евреи жили на ее территории, но были подвержены гонениям. За грехи на Египет было послано «10 казней египетских», в числе последней были убиты все первенцы–мальчики, кроме еврейских младенцев. Гибель «миновала» их, потому что на их домах был нарисован специальный знак.


В результате этого трагического события фараон отпустил всех евреев из рабства. Библейский Моисей собрал свой народ и вывел его из земли египетской на родину в Ханаан. Об этой истории нам рассказывает «Ветхий Завет».

В «Новом Завете» нам уже приведена другая история, о которой знают, пожалуй, все.

Накануне еврейской пасхи трем узникам в числе которых был Иисус, Понтием Пилатом был объявлен смертный приговор, а именно распятие на кресте. По традиции праздника одного из узников можно было помиловать. И толпа могла выбрать – она выбрала Варавву.

Христа распяли, затем сняли с креста и поместили в гробницу, заслонив вход большим камнем. На третий день после погребения Иисуса, к пещере пришли девушки, чтобы преподнести ему благовония. Но встретили там Ангела, который им и сообщил, что Христос воскрес. На обратном пути они его встретили и поклонились в ноги.


И после того как воскрес Христос, праздник приобрел иной смысл.

С этого времени, принято радоваться этому событию, как торжеству жизни над смертью. Жертвы в этот день не приносят, так как Иисус сам себя принес в этот день в жертву.

Также церковь нам говорит о том, что посещать в этот день могилы умерших не принято. Однако традиция, сложившаяся веками прижилась, и некоторые люди и в современное время в Христово Воскресенье посещают кладбище. И по-прежнему относят и раскладывают на могилах различное угощение. В основном это крашеные яйца, конфеты, куличи и другая выпечка.

Основные традиции праздника

Пасху отмечают даже неверующие люди, и стараются придерживаться традиций, которые дошли до нас с давних времен. Всем хочется, чтобы особенное воскресенье было запоминающимся.


Вся неделя перед Великим Праздником называется Страстной или Пасхальной Седмицей. Несмотря на то, что каждый день этой недели считается Светлым, в эти дни предписан самый строгий пост. Также, как и во все остальные дни Великого поста человеку необходимо очищать не только свой организм, но и дух. Поэтому в период отказа от определенных продуктов, рекомендуется чаще посещать церковь и молиться.

В последнюю неделю перед праздником прибирались во всем доме. Мыли все, что можно отмыть, чистили там, где это требовалось. Перебирали посуду в шкафах, и также мыли ее до блеска. Белили потолки в кухне и комнатах. В общем, наводили идеальный порядок. Сейчас эта традиция уже не так исполняется, но старшее поколение придерживается ее и по сей день.


А самым активным днем при подготовке к Светлому празднику являлся чистый четверг (в этом году 5 апреля). Вставали на рассвете, купались, чтобы очиститься от всех грехов, которые накопились за весь прошедший год. Потом шли в церковь, чтобы исповедаться и причаститься.

Затем шли домой, прибирались уже в чистых комнатах, наводя последние нужные штрихи. Затем приступали , и . Ведь по традиции именно они были основными символами весеннего праздника.


Эта работа занимала значительную часть дня. Пекли обычно много, ведь по традиции выпечку раздавали всем своим родственникам и близким. Поэтому работы хватало. Помимо замеса теста, оно должно было настояться, подняться, затем угощение надо было испечь и украсить.

А также заготавливали продукты . Совещались, что будут готовить. Эти блюда включали в себя в основном различные пироги, особенно славились . И также готовили много разных мясных блюд. Но это уже готовили в субботу, непосредственно перед самым праздником.

Также в субботу вечером шли в церковь, чтобы освятить яйца и куличи. Праздничная литургия длилась довольно долго, уже за полночь. Сопровождалась молитвами, песнопениями, крестным ходом. После литургии люди поздравляли друг друга, «христосовались» и целовались трижды. Затем святили принесенное.


На следующий день нужно было поставить яства на стол. Первая трапеза должна начинаться именно с них. Самый большой кулич ставился во главе стола, украшенный яркими крашенками. По традиции он съедался в последнюю очередь.

Если вы придерживались поста, который начался сразу после Масленицы, то в пасхальное воскресенье не рекомендуется налегать на обилие вкусных продуктов, в противном случае, вы можете навредить своему здоровью. К привычному рациону нужно переходить постепенно.

И по сей день в воскресенье люди встречают друг друга с фразой «Христос воскрес!», повторив ее три раза, а в ответ получают трижды «Воистину воскрес!», после чего, трижды целуются. Такая традиция есть только у славян – у православных христиан. Другие народы такую традицию не используют.


За столом и в течении всего дня у всех должно обязательно быть хорошее настроение. Праздник есть праздник! Печалиться и грустить в этот день никак нельзя.

Есть одна интересная забава: два человека беру по яйцу в руки, и бьют их друг об друга. Победителем считается тот, чье яйцо оказалось крепче. Эта забава уже также переросла в традицию, и с большим удовольствием применяется и взрослыми, и детьми.

В течении праздника ходят друг к другу в гости. «Христосуются», раздают куличи и крашеные яйца. Также не обижают и нуждающихся, делятся с ними едой и добрыми пожеланиями.

Как праздновали в старину

Пасху отмечают уже много столетий, но не все современные люди знают, как проходил этот день в давние времена. В старину христиане строго следовали обычаям. Накануне, хозяйка проводила генеральную уборку своего жилья. При возможности, выполнялись все возможные дела, чтобы в течение всей недели не отвлекаться на повседневную суету.


Помимо описанных в прошлой главе ритуалов, в старину обязательно с утра в воскресенье выходили прославить Солнышко. Обычно в этот день оно было удивительным. Его игра и свечение восхищали, и поэтому на это природное явление собирались посмотреть всей деревней.

Затем угощали друг друга крашенными яйцами и поздравляли с праздником, целовались трижды. Шли друг к другу в гости и продолжали праздновать уже за столом, заполненном угощениями.


Также разводили костер и сжигали в нем ненужные вещи. Ребятишки старались сделать это раньше других. Считалось, что кто первый бросит в пламя старую вещь, будет наиболее удачливым весь следующий год.

Яйца били и в старину, но не использовали для этого освященные «крашенки». Могли биться просто сваренными яйцами, даже их не окрашивая. А вот с крашенных освященных яиц сберегали даже скорлупу. Потом толкли ее, и сыпали в корм скоту, чтобы уберечь его от болезни и порчи.


Также при их помощи лечили болезни, выкатывали на зерне для посевов, или просто зарывали их в зерно. Несколько яиц хранили в доме до следующего года, чтобы в случае напасти отвести от него беду.

Обязательно ходили на кладбище, носили угощение, чтобы разделить его с ушедшими родственниками. Ходили всей семьей, с малыми детьми и стариками. Поминали там же своих предков, выпив по рюмочке крепкой и закусив крашеным яйцом.

А еще в Пасху всегда были веселые гуляния, с песнями и плясками, как и в Масленицу. Народ веселился и праздновал.


А также устраивали игрища с яйцами. В игре принимали участие молодые люди, которые катали их по слегка наклоненной поверхности, установленной на стол. В самом конце наклона стелили одеяло, куда бы скатывались яйца. Чье яйцо скатывалось медленнее всего, тот и выигрывал. Он мог забрать себе все яйца.

Как отмечают праздник сейчас

Всем известно, что после Великого Поста отмечается Пасха. На сегодняшний день, люди стараются придерживаться принятых обычаев. А староверы стараются соблюдать все традиции, которые дошли до наших дней.


Конечно, большинство людей, знают о том, как нужно готовиться и праздновать Христово Воскресенье. Но строго не придерживаются этих правил. Однако в четверг стараются провести генеральную уборку. В силу нехватки свободного времени куличи не всегда пекут, а покупают их в магазине. Хотя домашняя выпечка получается намного вкуснее.

А вот яйца красят самостоятельно практически в каждой семье. Для этого можно использовать . Также для яиц можно купить специальные наклейки, которые продаются наборами практически в любом магазине накануне празднества.


Ну, и конечно, в воскресный день приветствуют людей словами «Христос воскрес!» и в ответ слышат «Воистину воскрес».

Чем угощают в Светлое Христовое Воскресение

В праздник хозяйки стараются приготовить, как можно больше разнообразных блюд. Ведь каждый гость должен остаться сытым после посещения дома. Но основными продуктами на столе должна быть , (готовятся по разным рецептам), ну, и конечно же, крашеные яйца.


При наличии свободного времени и кулинарного опыта, хозяйки занимаются приготовлением мясных блюд, свежих салатов, рыбных блюд. На праздничном столе также должно быть обилие солений и домашняя наливка, но злоупотреблять алкоголем в праздничный день нельзя, впрочем, как и в другие дни.

Также как пост длился 40 дней, также и весь пасхальный промежуток длится до самого праздника Вознесения Господня. В этом году этот церковный праздник приходится на 6 июня. А самая первая неделя носит название «Красная горка».

И прежде всего этот праздник олицетворяет собой возрождение, свет, жизнь, обновление. Дает возможность уделить внимание близким и отдать дань ушедшим предкам! Поэтому праздник действительно Светлый и очень радостный!

Всех с наступающей Пасхой!!! Мира, счастья и добра Вам!

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года, .

Новый год по старому стилю или, как чаще называют, Старый Новый год, отмечается в ночь с 13-го на 14 января. Россия вела свое летоисчисление по Юлианскому календарю, который и сейчас многие считают более точным, вплоть до 1918 года. И хотя сейчас светский календарь полностью совпадает с григорианским календарем, принятым в католических странах в XVI веке, РПЦ ведет счет времени по старому, отмененному ранее календарю. Этим объясняется разница в 14 дней между датами религиозных праздников по церковному и общему календарю. Поэтому церковное новолетие приходится сейчас на 14 января, с этого дня начинается отсчет чисел церковного года.

И в этот первый день нового года по церковному календарю, 14 января, отмечается значимый господский праздник Обрезание Господне.

Праздник Обрезание Господне отмечается в Православной Церкви с IV века. Он установлен в память обряда, который совершали над еврейскими мальчиками на восьмой день после рождения в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом. Именно в этот день обряд был совершен над Младенцем, рожденным Девой Марией и Он был наречен Иисус (Спаситель), как было возвещено Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, принимавшим законы своего народа.

В ветхозаветное время обрезание было знаком, отличавшим богоизбранный народ от других. В новозаветное время таким знаком принадлежности к сынам Божиим стало Крещение.

В этот день 14 января Церковь вспоминает Василия Великого – Святого Отца Древней Церкви, который стоит у истоков церковной литургики.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Святитель Василий Великий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской, а также церковным писателем и богословом. Кроме этого, именно ему приписывают обоснование устройства иконостаса – алтарной преграды, что отличает православные храмы. Василий Великий автор православной литургии, носящей его имя, которая служится 10 раз в году, согласно Богослужебному Уставу:

В день памяти Василия Великого - 1 (14) января
- В навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье
- На Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье
- На Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

Вечером накануне служится Всенощное бдение с полиелеем, утром 14 января литургия Василия Великого.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года



Похожие публикации