Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка. Пять основных потребностей ребенка. Зачем родителям знакомиться с теорией потребностей

Примерно в два года, у ребенка начинают формироваться задатки мотивационной сферы, которая зачастую строиться на основе эмоционального и когнитивного развития ребенка в предыдущие годы. Также немалым фактором, который влияет на развитие мотивационной сферы у детей в возрасте от двух до шести лет является процесс социализации, который проходит в то же время.

Этот кризис связан с развитием и появлением множества новообразований, которые обуславливают переход к новому типу отношений с окружающими.

Несмотря на то, что кризис называется трехлетним кризисом, однако именно с этого возраста и до самой смерти человек в той или иной мере зависит от признания его заслуг (если таковые имеются). Также впоследствии возникает потребность в самоуважении.

Именно в этом возрасте благодаря развитии множества потребностей, связей и установок у ребенка начинают проявляться такие негативные, патологические черты характера как:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость.

И именно все эти «временные» черты характера, указывают на начало трехлетнего кризиса, так как именно такими средствами ребенок старается привлечь к себе внимание, и старается добиться уважения в обществе.

Именно в этом возрасте, у ребенка появляется чрезмерное употребление слова «нет», при этом негативизм может быть не связан с тем, что на самом деле ребенок хочет или не хочет, а просто способом показать свою. Автономию и состоятельность.

Побороть все эти черты характера, поможет жесткость, вместе с возможностью побороть такую потребность, как стремление к автономии. Другое название и проявление трехлетнего кризиса заключается в так называемом понятии как «Я сам», что означает желание ребенка показать свою способность к тем или иным родам деятельности, создавая себе самому достаточно автономный образ, который позволяет выказывать к самому себе уважение.

Если же не удовлетворять потребность ребенка к автономии, то это может в дальнейшем проявиться в целую кучу негативных тенденций, среди которых отдельно стоят: пассивность, злоба, забитость, чувство глубокого унижения, которые в последствии могут вызвать сложно определимые психологические отклонения, которые проявляться в более взрослом возрасте.

Мотив – побуждение личности, которое ведет к активной, направленной деятельности, ведущей к исполнению той или иной потребности.

  • Мотивация – вся совокупность мотивов, потребностей, интересов целей, стремлений и прочих мотивационных установок, которые и формируют общее поведение каждого конкретного взятого индивидуума;

Потребность – переживаемое состояние напряжения (зачастую внутреннего) связанная в связи с острым недостатком возможности получения физических, психологических или социальных благ.

Именно трехлетний возраст, является тем возрастом, когда начинает проявляться большое количество разнообразных кризисов, так многие из которых возникают благодаря появлению новых потребностей, а также желанию их удовлетворить.

Одной из таких возникающих потребностей является потребность в общении, которая проявляется вместе с трехлетним кризисом негативизма, и является неотъемлемой частью развития мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет ребенка в возрасте от двух до шести лет.

Так благодаря всему этому, у ребенка перестраивается социальная позиция касательно всех веще и авторитетной иерархии человечества, что в первую очередь закрепляет или же уменьшает авторитет родителей (отца и матери). Также в это же время происходит процесс социализации. Ведь именно в этом время ребенок начинает общаться не только с детьми, но и с другими взрослыми.

При этом также он учиться ориентироваться в социальных связях, и устанавливать различные по характеру отношения с другими индивидуумами, при этом на характер этих отношений влияет десятки различных факторов, которые ребенок выстраивает в определенные цепочки. Здесь может иметь место, как возраст, так и поведение или же социальное положение индивида с которым ребенок устанавливает индеферентные связи.

Однако, в общем, в независимости от сложности установленных связей, все связи который ребенок может устанавливать с другими индивидуумами, можно разделить на несколько типов:

  • Ситуативно-личностная;
  • Ситуативно-деловая;
  • внеСитуативно личностная;
  • внеСитуативно-деловая.

Так, именно в соответствии с этими установленными связями, у ребенка формируются новые потребности или мотивы к тем или иным действиям по отношению к взрослым, что является не слабой такой предпосылкой как требование удовлетворения психических и социальных потребностей: любви, внимания, ласки, уважения, понимания.

Параллельно с процессом социализации — появляется достаточно устойчивая потребность общении с другими индивидуумами своей возрастной категории. Так, со временем (уже ближе к четырем годам) все эти взаимодействия превращаются во взрослые формы и носят исконно социальный характер, что в итоге позволяет создать детские сообщества с собственными социальными законами и правилами жизни.

Интересный факт: многие исследования показали, что до определенного возраста, дети с трудом узнают своих сверстников, даже если до этого они играли с ним по долгу и наедине более десяти раз.

Однако при этом интерес, который возникает к взрослому индивидууму взрастает сразу же после первого его появления, и ребенок практически врезает себе в память образ этого взрослого. Со временем же приоритеты запоминания и социального взаимодействия кардинально изменяется.

Также именно в этом возрасте проявляются такие коммуникативные связи, как стремление влиться в социальную группу, или же подчинить всех находящихся индивидуумов в данной конкретной социальной группе себе. При этом зависимость этих желаний возникает от устоявшихся связей внутри семейного круга ребенка.

Мотивация достижения

Не последнюю роль в развитии мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет играет развитие мотивации достижения.

Так сама мотивация начинает развиваться еще на предыдущей стадии онтогенеза (а именно в возрасте до двух лет), и именно в этом возрасте становиться наиболее явной, и ярко выраженной, что также наносит свой отпечаток на общую психическую умственную и физическую деятельность ребенка, влияет на его потребности, и на развитие тех или иных кризисов.

При этом отдельного упоминания стоит и то, что заложенные в этом возрасте истинно мотивационные формы поведения, зачастую закрепляются и определяют поведение ребенка на долгие годы вперед.

Если верить теории известного психолога Макклелланда, то мотив достижения развивается исключительно из растущих потребностей и ожиданий ребенка. Так, когда ребенок входит в новую, иную ситуацию, где нужно, что либо решить, у него появляется мотив достижения цели, что обуславливает не только мотивационная, но и когнитивная вместе с эмоциональной сферой.

Словарик статьи: лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одной группы испытуемых, который позволяет определить индивидуальную изменчивость, а также влияние тех или иных факторов в том или ином возрасте.

  • Экспектация – совокупность всех ожиданий и требований относительно исполнения индивидом своей социальной роли;
  • Атрибуция – предписывание тех или иных характеристик человеку в обществе.

Как показывают лонгитюдное исследования, в возрасте от двух до шести лет, ребенок еще не обладает никакими экспектациями относительно способностей для решения той или иной задачи.
Что это означает? Это означает, что если головоломка достаточно простая, то со временем у ребенка разовьется чувство удовлетворения, и радости от решения подобных головоломок, также со временем у него разовьется навык к решению таких головоломок, и он может совершенствоваться в этом деле.

Если же головоломка изначально была чрезмерно сложна для ребенка, то у него не разовьется экспатаций относительно решения данной конкретной головоломки, а скорее возникнет желание избежать неудачи. Что вызовет соответственное избегание таких задач, а также яркий негативизм.

Поэтому если родители грамотно подходят к развитию ребенка они должны следовать принципу: от простого к сложному, давая в начале остаточно просты для решения задачи, и очень постепенно и неспешно поднимать сложность задач. Таким образов, развив соответствующие экспатаций и мотивы для решения задач ребенка, можно развить у него любой навык, при этом возраст от двух до шести лет, является самым благоприятным для развития тех или иных навыков. Так именно в этом возрасте можно сделать из ребенка настоящего гения в той или иной сфере деятельности.

Со временем, также благодаря усилию родителей, а также собственному физическому и психическому развитию, ребенок способен дифференцировать задачи по сложности, и появляется возможность выводить самостоятельно достигнутый результат из глобальной атрибуции. Именно это является основной предпосылкой к импульсу развития мотивационной сферы деятельности.

Так, детям давали три задачи на выбор: легкую (с которой справилось наибольшее количество сверстников), среднюю (средний показатель справился с решением этой задачи), и сложную (практически нерешаемую задачу).

Так вот, в возрасте от четырех до 6 лет, дети выбирали зачастую легкую задачу. А дети более старшего возраста (7-11 лет) выбирали зачастую среднюю сложность. И только индивиды, у которых развивали с детства мотивационные предпосылки к решению сложных задач, выбирали сложную задачу.

Из этого всего следует то, что главным аспектом для формирования мотива достижения – является наличие у него к способности и оценке собственных физических, психических, и умственных возможностей.

Ведь ребенок зачастую предпочитает решать задачу, с типом которых он уже сталкивался. При этом в виду более активной деятельности, ребенок все точнее и точнее способен оценить все факторы возможности своего успеха, благодаря все большему и большему опыту.

Базовые потребности ребенка.

1я потребность в защищенности, в безопасности.
При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, замалчивание, развод родителей...) ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.

2я потребность в любви. Принятие.
Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь. Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.

3я потребность ребенка - в познании и научении. Чувство собственной компетентности.


Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).

4я потребность ребенка - быть своего возраста. Потребность в принадлежности, принятии, уважении. Чувство общности.
Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.

5я потребность - быть самим собой. Чувство уникальности.
С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, к жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно и воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

Если какая-то потребность не была удовлетворена, то это может травмировать ребенка.

ТРАВМА ОТВЕРГНУТОГО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА. То есть беглец чувствует себя отвергнутым лицами того же пола, что и он сам. Он обвиняет их в том, что они его отвергают, и испытывает по отношению к ним больший гнев, чем к себе. С другой стороны, когда его отвергает личность противоположного пола, он еще сильнее отвергает сам себя. Соответственно, в этом случае доминирует его гнев на самого себя. Существует вместе с тем большая вероятность, что данное лицо противоположного пола его не отвергло, а покинуло.

ТРАВМА ПОКИНУТОГО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. То есть зависимый склонен считать, что он покинут лицами противоположного пола, и обвинять их больше, чем себя. Если он переживает опыт покинутого с лицом своего пола, то обвиняет себя, так как считает, что не проявил к нему достаточного внимания или не сумел оценить его внимание. Часто бывает так, что он уверен, что данное лицо его пола покинуло его, но на самом деле оно его отвергло.

ТРАВМА УНИЖЕНИЯ ОБЫЧНО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С МАТЕРЬЮ, независимо от пола. То есть мазохист-мужчина склонен испытывать унижение от лиц женского пола. Их же он обычно и обвиняет. Если он переживает травму унижения с лицом мужского пола, то обвиняет себя и стыдится своего поведения или своего отношения к этому лицу. Эту травму он может переживать и с отцом, если тот занимается его физическим воспитанием, учит ребенка поддерживать чистоту, принимать пищу, одеваться и т.п. Если это твой случай, то тебе остается применить сказанное к мужскому или женскому варианту.

ТРАВМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. То есть контролирующий обычно считает, что его предали лица противоположного пола, и склонен обвинять их в своих страданиях или эмоциях. Если он переживает травму предательства с лицом своего пола, то обвиняет главным образом себя и злится на себя за то, что не сумел предвидеть и своевременно предотвратить этот опыт. Весьма вероятно, что то, что ему кажется предательством со стороны лиц его пола, на самом деле является опытом, который активизировал его травму несправедливости.

ТРАВМА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕРЕЖИВАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА. То есть ригидный страдает от несправедливости со стороны лиц своего пола и обвиняет их в несправедливости к нему. Если он переживает ситуацию, которую считает несправедливой, с лицом противоположного пола, то обвиняет не это лицо, а скорее себя - в несправедливости или некорректности. Очень вероятно, что это переживание несправедливости с лицом противоположного пола на самом деле вызвано предательством. Сильное страдание может даже довести его до разрушительной ярости.

Травмы провоцируют вырабатывание определенных ролей поведения в подобных отношениях, своеобразные защитные "МАСКИ":
Когда активизируется твоя травма ОТВЕРГНУТОГО, ты надеваешь маску беглеца. Эта маска вызывает у тебя желание уйти от ситуации или от людей, из-за которых, как тебе кажется, ты будешь отвергнут; ты боишься паники и чувства бессилия. Эта маска может также убедить тебя стать как можно более невидимым, уйти в себя и не говорить и не делать ничего такого, что побуждало бы других отвергнуть тебя. Эта маска заставляет тебя верить, что ты не настолько важное существо, чтобы занимать место, которое ты занимаешь, что ты не имеешь права существовать в той полноте, в какой существуют другие.

Когда активизируется твоя травма ПОКИНУТОГО, ты надеваешь маску зависимого. Она делает тебя как бы маленьким ребенком, который ищет и требует внимания, - ты плачешь, жалуешься и подчиняешься всему и всем, так как не веришь, что способен действовать самостоятельно. Эта маска заставляет тебя прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы тебя не оставили одного или чтобы уделяли тебе больше внимания. Она может даже убедить тебя заболеть или стать жертвой каких-то обстоятельств, лишь бы получить поддержку и помощь, которых ты так жаждешь.

Когда активизируется травма УНИЖЕНИЯ, ты надеваешь маску мазохиста. Она позволяет тебе забыть собственные потребности и думать только о других, чтобы стать хорошим, великодушным человеком, всегда готовым оказывать услуги, даже превосходящие твои возможности. Ты умудряешься также взваливать на свою спину дела и обязанности тех, кто ими обычно пренебрегает, и делаешь это даже раньше, чем они тебя об этом попросят. Ты делаешь все для того, чтобы быть полезным, чтобы не чувствовать себя униженным. Тем самым ты ухитряешься никогда не быть свободным - для тебя это очень важно. Всякий раз, когда твое поведение или твои действия будут мотивироваться страхом стыда за себя или страхом унижения, это для тебя знак, что ты надел маску мазохиста.

Переживая травму ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ты надеваешь маску контролирующего, которая делает тебя недоверчивым, скептичным, осторожным, властным и нетерпимым, - все это связано с твоими ожиданиями. Ты делаешь все, чтобы показать, что ты личность сильная, и не позволишь так просто тебя дурачить или использовать, а тем более решать за тебя, - скорее, все будет наоборот. Эта маска заставляет тебя хитрить, вплоть до лжи, лишь бы не потерять репутацию сильного. Ты забываешь собственные потребности и прикладываешь все усилия к тому, чтобы другие думали, что ты человек надежный и тебе можно доверять. Кроме того, эта маска требует поддержания показной уверенности в себе, даже когда ты сам себе не доверяешь и сомневаешься в собственных решениях и действиях.

Когда активизируется твоя травма НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, ты надеваешь маску ригидного, которая сообщает твоим движениям и тону голоса холодность, резкость, сухость. Тело тоже становится таким же жестким, ригидным, как и поведение. Эта маска заставляет тебя всюду добиваться совершенства, и в связи с этим ты часто испытываешь гнев, нетерпение, критикуешь и упрекаешь самого себя. Ты чрезмерно требователен и не считаешься с собственными ограничениями. Всякий раз, когда ты себя контролируешь, сдерживаешь, даже проявляешь жестокость к себе, это должно служить знаком, что ты надел свою маску ригидного.

Формирование травмы проходит в 4 этапа: На первом этапе мы являемся самими собой. Второй этап - чувство боли, когда мы открываем, что не можем быть самими собой, поскольку это не устраивает окружающих нас взрослых. К сожалению, взрослые не понимают, что ребенок пытается открыть себя, выяснить, кто он есть, и вместо того, чтобы позволить ему быть самим собой, они главным образом внушают ему, каким он должен быть.

Третий этап - бунт против переживаемых страданий. На этом этапе у ребенка начинаются кризисы, сопротивление родителям.
Последний этап - капитуляция, сдача позиций: принимается решение создать себе маску, чтобы не разочаровывать других, а главное - чтобы не переживать вновь и вновь страдание

Исцеление совершится тогда, когда ты пройдешь через все четыре этапа в обратном порядке, начиная с четвертого и заканчивая первым, где ты снова становишься самим собой.

Первым этапом в этом обратном путешествии является осознание маски, которую ты носишь.
Второй этап - чувство возмущения, бунт при чтении этих глав, нежелание признать свою ответственность, стремление обвинить других в своих страданиях.
На третьем этапе ты должен дать себе право на пережитые тобой страдания и на озлобление по отношению к одному или обоим родителям. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап. На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям.
Наконец, на четвертом этапе ты становишься самим собой и перестаешь верить, что тебе все еще нужны твои защитные маски. Ты принимаешь как должное, что твоя жизнь будет наполнена опытами, которые служат познанию того, что для тебя благотворно, а что вредно.

Потребность в уважении.

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не "довесок" к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете, он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным убеждением.

К детям необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами.
Для ребенка на самом деле важно буквально всё: мнения его родителей, их отношение ко всем и вся, их поступки.

Неделикатность, грубость, невнимательное обхождение со стороны взрослых часто бывают результатом нашей неосмотрительности. Мы забываем, что у детей те же потребности, что и у взрослых, и не задумываемся, как влияет на ребят то, что и как мы говорим.

Если относиться к ребенку уважительно, у него будет прекрасное настроение и, скорее всего, ваш малыш и сам станет почтительно обходиться с другими людьми - в том числе, и со своими собственными детьми со временем

Потребность ощущать собственную значимость .

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу". Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность "законно", дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить.

Другая крайность - такие дети могут впасть в апатию, замкнуться в себе, потерять интерес к жизни и желание к чему-либо стремиться, попасть в зависимость от окружающих, стать полностью пассивными.

Помочь детям удовлетворить их потребность в собственной значимости, развить в них чувство собственного достоинства, дать детям возможность ощутить себя нужными и полезными, сформировать, в конечном счете, полноценную личность - всё это величайшие испытания для родителей, семьи и общества в целом.

Потребность приятия.

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Если детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может разувериться в себе и замкнуться. Если мы откажемся прислушиваться к его переживаниям, ребенок будет тихо терзаться, а потом выплеснет наболевшее, совершив какой-то неадекватный или нехороший поступок. Кроме того, в трудной ситуации такой ребенок вряд ли спросит нашего совета.

Потребность чувствовать связь с окружающими.

Детям необходимо чувствовать себя "в команде". Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях.

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.

Потребность в безопасности.

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми - это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.

Но если ограничений слишком много, если к малышу относятся слишком строго, выдвигают непоследовательные дисциплинарные требования, сурово наказывают за малейший проступок, то ребенок может совсем запутаться и полностью выйти из-под контроля. Все это, конечно, нисколько не способствует развитию самодисциплины и уверенности в себе.

Нужно, чтобы дети находились в теплом окружении людей, которые умеют заботиться друг о друге и не устают выражать свою любовь и расположение - и в словах, и в делах.

7 главных (базовых) потребностей ребенка.

1. Потребность во внимании

2. Потребность в надежности

3. Потребность в признании

4 . Потребность в любви

5. Потребность в похвале

6. Потребность в дисциплине

7. Потребность в Боге

1. Потребность во внимании

Каждому человеку важно иметь здравое чувство самоутверждения . Невозможно полноценно жить, если чувствуешь себя неполноценным. Человек, который чувствует себя «никем» приносит мало пользы.

Дети очень рано начинают ощущать потребность в признании.

Один древний мудрец утверждал, что действиями человека управляет не внешность, а то, кем он считает себя внутри.

К чему может привести недостаток в внимания.

У детей :

  • Плохо ведут себя во время игры
  • Могут испортить командную игру
  • Злятся
  • Плачут и кричат
  • У подростков проявляется в разговоре, голосе, одежде и.т.д.

У взрослых

  • Излишне хвалятся своим бизнесом.
  • Стараются достичь преимущества в разговоре
  • Вызывающе одеваются
  • Стараются достичь повышения по службе любыми способами
  • Стремятся иметь чем больше наград И.Т.Д.

Как удовлетворить потребность ребенка во внимании?

  1. Правильная позиция родителей по отношению к себе .
  • Иметь самим правильное чувство собственного достоинства. и привить его ребенку.
  • Основание для самооценки – Слово Божье

Золотое правило : Смотреть на себя так, как смотрит на нас Бог (не меньше и не больше) .

2. Позволять ребенку помогать вам в домашнем труде.

Правило : Расти – это значит быть нужным.

  • Принимать предложение о помощи от детей.
  • Хвалить ребенка за проявленные усилия и стремления.
  • Исполнения каждодневных обязанностей дает чувство значимости.

3. Знакомить ребенка с другими людьми (Важно при этом называть имя ребенка)

4. Позволять ребенку говорить самому за себя (Говоря за ребенка мы его унижаем)

5. Давать ребенку право выбора и уважать его мнение (когда это возможно) .

  • Личность развивается, когда есть возможность поступать самостоятельно.
  • Позволять детям самим принимать решения в простых ситуациях

Правило: Все, что мы решаем за своих детей сейчас, они не смогут решить в будущем .

6. Проводить время с детьми.

7. Доверять детям.

Правило : Ответственность ребенка будет расти соответственно доверию, которое ему оказывают.

2. Потребность в надежности.

Ребенок желает надежности. В каждом человеке есть внутренняя потребность иметь твердый грунт под ногами .

Для достижения стабильности человек стремится использовать любые возможности.

Факторы которые вызывают неуверенность у ребенка .

  1. Конфликт между родителями
  2. Частая смена места жительства
  3. Отсутствие реальной дисциплины
  4. Частое отсутствие родителей дома
  5. Постоянная критика.
  6. Замена общения подарками
  7. Нерешительные родители (которые ничего не видят кроме наступающих проблем)

Что способствует росту уверенности

  1. Надежная любовь между родителями
  2. Богатая и постоянная любовь родителей к ребенку
  3. Чувство принадлежности к семье
  4. Распорядок дня
  5. Правильная поддержка дисциплины родителями
  6. Телесный контакт
  7. Чувство принадлежности к команде

3. Потребность в признании

Некоторые родители признают ребенка только тогда, когда у него есть успех но не тогда когда его сопровождают неудачи.Признание создает здоровую атмосферу для развития веры в собственные силы. Человек борется за признание себя в обществе .Ошибочное отношение к признанию может привести к мысли, что Бог ненавидит человека.

Как тело получает силы через правильное питание, так душа человека находит силы преимущественно в правильной самооценке.

В каких случаях ребенок ошущает недостаток признания.

  1. Если ребенка постоянно критикуют, у него пробуждается неспособность к действию
  2. Постоянное сравнение его с другими детьми (рождает недостаток веры).
  3. Если родители ожидают от него исполнения несбывшейся мечты.
  4. Излишняя опека

Что могут сделать родители, чтобы ребенок ощущал себя признанным

  1. Признавайте ребенка, как целостность и индивидуальность.
  2. Помогите ребенку быть удовлетворенным своими достижениями.
  3. Дайте ребенку понять,что вы его любите и радуетесь ему – он желанный
  4. Считайтесь с друзьями детей
  5. Старайтесь реально относится к ребенку, не требуя невозможного, но и не недооценивая его
  6. Умейте выслушать ребенка
  7. Говорите с ребенком, как с человеком, который представляет ценность, не унижайте его словами.
  8. Дайте ребенку развиваться в соответствии со способностями

4. Потребность любить и быть любимым

  • Люди всех возрастов хотят иметь признание и любовь. Это заложено Богом.
  • Истинная любовь может быть построена только на Слове Божьем
  • Дети учатся любить у родителей

Что могут сделать родители, чтобы дети почувствовали их любовь

  1. Любовь, как ответ .
    • Мы учимся любить
    • Дети не знают, как правильно любить но имеют способность ее воспринимать
    • Ребенок принимает любовь и учится ее отдавать
  1. Любовь между родителями влияет на способность детей любить
  • Важно, чтобы ребенок знал, что его родители любят друг друга
  • Если ребенок не получает любовь, то у него складывается ложное представление о ней
  1. Про любовь надо говорить
  2. Любовь требует поступков
  3. Любовь – это доверие
  4. Любовь –это значит готовность выслушать
  5. Любить- это значит делится опытом
  6. Любовь сопутствует приятным возвышающим отношениям
  7. Любовь признает, что личность важнее вещей и подарков

5. Потребность в похвале (Пр.27:2)

  • Люди редко изменяются, если им указывают только на ошибки. Если мы хотим помочь человеку стать порядочным,то мы должны способствовать этому искренней похвалой.
  • Правильная похвала не портит ребенка, но помогает измениться к лучшему.
  • Похвала может направлять действия человека.

Как правильно хвалить?

  1. Хвалите достижения ребенка, а не его личность (т.к. это дано Богом)
  2. Лучше похвалить ребенка за проявление ответственности, чем за то, что от него не зависит
  3. Старайтесь, чтобы похвала исходила от людей, которые важны для ребенка
  4. Хвалите честно
  5. Хвалите ребенка за проявление собственной инициативы
  6. Чем раньше, тем лучше
  7. Отношение родителей к ребенку не менее важны, чем слова

6. Потребность в дисциплине (Пр. 19:18)

Чтобы отношения между родителями и детьми хорошими, важно поставить поведение ребенка в определенные рамки . Действующая дисциплина требует от родителей мудрости терпения и настойчивости. Четкие рамки поведения дают ребенку свободу для действий.

Хорошие родители имеют такие качества:

А) Способность искренне признавать ребенка

Б) Постоянство в отношении к ребенку

В) Устанавливают четкие границы в отношении к своим детям

Как достигнуть послушания

  1. Дисциплина – это не просто наказание, но полное формирование характера ребенка с помощью поощрения хорошего поведения и исправления непристойного
  2. Поставить себе вопрос: В чем главная цель к которой мы должны стремиться в воспитании?
  3. Методы воспитания
  • Четкие распоряжения
  • Подражание
  • Влияние

7. Потребность в Боге (Втор 6:4-9)

  • Вера в Бога не передается по наследству
  • Это первоочередная потребность человека
  • Ребенок должен знать про свои реальные отношения с Богом
  • Бог возложил ответственность за воспитание своих детей на родителей


Похожие публикации