Вскармливание. Питание здорового ребенка. Естественное вскармливание. Прикорм. Ошибки при естественном вскармливании Ребенок на естественном вскармливании

Лактация в своем естественном развитии проходит ряд периодов.
С рождением ребенка наступает адаптационный период. Начинается он с появления первых капель молозива в молочной железе матери и заканчивается стабильно нарастающей продукцией зрелого молока и формированием определенной ритмики – от нерегулярных прикладываний к груди до формирования устойчивого режима кормлений с чередованием ритма голода и насыщения. Длительность периода адаптации в среднем составляет 2–3 нед.
Основной период - успешное кормление с постепенно возрастающими или постоянными интервалами между кормлениями, соответствующее свободному вскармливанию младенца.
Для нормального процесса лактации характерны лактационные кризы. Это кратковременное снижение лактации, сопровождающееся беспокойством ребенка, уменьшением числа мочеиспусканий. Кризы возникают периодически – на 3-6-й нед., 3-м, 4-м, 7-м, 8-м мес. лактации. Их продолжительность в среднем составляет 3–4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребенка. Если мать проинструктирована врачом о такой возможности и своевременно увеличивает частоту прикладывания к груди, то тем самым она успешно увеличивает объем лактации.

Определение понятия «естественное вскармливание» и его разновидности

Естественное вскармливание это вскармливание ребенка грудным молоком при прикладывании его к груди биологической матери. С позиций разграничения объемов питания, согласно традиционной отечественной классификации, при естественном вскармливании суточный объем питания на 80 % и более представлен грудным молоком.
По терминологии ВОЗ (1993) выделяют несколько разновидностей естественного вскармливания:
Исключительно грудное вскармливание - грудное вскармливание без докармливания другой едой или питьем. Допускается прием витаминов, минеральных солей, лекарств.
Преимущественно грудное вскармливание - когда ребенок помимо молока матери получает небольшое количество воды или содержащее воду питье (чай).
Преимущественно грудное вскармливание допускает использование «обучающего» густого прикорма (не более 30 г с ложечки) либо ребенок нерегулярно получает ограниченные количества адаптированных смесей (не более 100 г в сутки).
Дополненное грудное вскармливание - грудь матери и регулярные до кормы смесями более 100 мл в сутки или введение прикормов более 30 г в сутки.
Оптимальное грудное вскармливание - это исключительно грудное вскармливание с отсутствием интервалов между кормлениями более 4–6 ч, полным отсутствием использования рожков и сосок и сохранением прикладывания к груди в течение 6 мес.
Естественное вскармливание является оптимальным при условии хорошего питания кормящей матери.

10 принципов, или шагов, успешного грудного вскармливания, разработанных ЮНИСЕФ (1991)

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов. Это положение имеет отношение только к здоровым детям и матерям.
5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

Абсолютные противопоказания к кормлению ребенка грудью

Противопоказания к грудному вскармливанию весьма ограничены и разделяются на 2 группы: противопоказания со стороны ребенка и со стороны матери.
1. Со стороны ребенка.
♦ Врожденные заболевания обмена веществ – фенил-кетонурия, галактоземия, болезнь «мочи с запахом кленового сиропа».
♦ Врожденная лактазная недостаточность.
В этих случаях необходимо вскармливание ребенка искусственными смесями, в том числе и лечебными.
2. Со стороны матери.
♦ Состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, печени, почек.
♦ Острые психические заболевания.
♦ Злокачественные новообразования.
♦ ВИЧ-инфекция, особо опасные инфекции (оспа, сибирская язва), столбняк.
♦ Открытая форма туберкулеза с бацилло-выделением. При туберкулезе – ребенка вакцинируют, мать должна получать курсы противотуберкулезных препаратов. Кормление грудью возможно через 1,5–2 мес.
♦ Сифилис с заражением матери после 6–7 мес. беременности.

Абсолютные противопоказания к раннему прикладыванию к груди ограничены. Их следует рассматривать как временные ограничения кормления грудью. В этих случаях матери следует сцеживать молоко, чтобы сохранять способность груди к лактации.

Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди

1. Со стороны ребенка.
♦ Тяжелое нарушение мозгового кровообращения.
♦ Родовая травма с угнетением ЦНС.
♦ Отсутствие сосательного и глотательного рефлекса у преждевременно рожденных (недоношенных) детей.
Гемолитическая болезнь вследствие несовместимости эритроцитов матери и плода по резус-фактору или системе АВО.
♦ Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов.
♦ Тяжелые пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, желудочно-кишечного тракта).
2. Со стороны матери.
♦ Оперативное родоразрешение, послеродовые кровотечения, тяжелые формы гестозов.
♦ Отсутствие сознания.
♦ Инфекционные заболевания матери (приложение 1).
Наличие ряда инфекционных заболеваний у матери требует тактики использования различных вариантов вскармливания, в том числе и «субъестественного» вскармливания из бутылочки, а также вариантов стерилизации и пастеризации грудного молока.
Относительным противопоказанием к раннему прикладыванию ребенка к груди является использование в лечении матери ряда лекарственных средств: антибиотиков (левомицетин, тетрациклин), изониазидов, налидиксовой кислоты, сульфаниламидов, эстрогенов, цитостатиков, антитиреоидных средств, диазепама, седуксена, солей лития, мепробамата, фенилина, резерпина, атропина, эрготамина, препаратов йода, гексамидина.

Правила грудного вскармливания

1. Сразу после перевода из родильного зала матери и ребенку должно быть обеспечено совместное пребывание в одной палате, где кроватку ребенка ставят непосредственно около кровати матери. В таких условиях мать имеет неограниченный доступ к малышу в любое время суток и может кормить по первому требованию, то есть придерживаться свободного режима кормлений. Важное преимущество совместного пребывания матери и ребенка – сведение до минимума риска развития инфекции у новорожденного. В случае если за ребенком ухаживает мать, его организм заселяется микробами матери, причем в молоке содержатся специфические антитела к ним. В том случае если ребенок находится в палате для новорожденных, то происходит заселение его организма микробами «чужих» людей. Безопасные для них, они могут оказаться патогенными для новорожденного, да и в молоке матери может не оказаться соответствующих антител.
2. Кормление ребенка по требованию. Прикладывание ребенка к груди уже с первого дня жизни должно осуществляться по любому признаку дискомфорта и голода. Признаками голода могут быть вращательные движения головой, активные сосательные движения губ, чмокания губами, громкий, настойчивый плач. Очень важен опыт матери, которая должна уметь дифференцировать «голодный» крик ребенка. Однако следует знать, что ребенок может плакать и беспокоиться по другим причинам (дискомфорт из-за жары, холода, мокрых пеленок, усталости, болезни). В таких случаях попытки матери устранить причину плача путем частого прикладывания ребенка к груди могут приводить к перегрузке объемом питания, что может служить фактором риска развития дисфункции желудочно-кишечного тракта, избыточных прибавок массы тела. В некоторых случаях (колики) частые кормления приведут к усилению дискомфорта ребенка.
3. Одним из ключевых факторов становления и обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями. В первые дни и недели (этап молозива и переходного молока) может составлять 12–20 и более раз в сутки и определяется потребностью ребенка. Перерыв между дневными кормлениями может не достигать и 2 ч, а между ночными должен быть не более 3–4 ч. Ночные кормления особенно важны, так как пик выработки пролактина приходится на вечернее и ночное время. Однако следует отметить, что интервал между кормлениями не должен превышать 4 часа.
4. Длительность кормления не ограничивают, и это важно даже тогда, когда ребенок уже практически ничего не высасывает, а просто дремлет. Потребность в контакте и сосании может нередко носить самостоятельный характер, относительно независимый от пищевого поведения ребенка. Большинство детей насыщается через 5-10 мин, некоторым требуется 20–30 мин. «Ленивые сосуны» съедают то же количество молока, что и другие дети. Если у них преждевременно забрать грудь, то они не получат заднего молока, необходимого им для нормального развития, и останутся голодными. Иногда дети на естественном вскармливании имеют избыточную массу тела. Это, как правило, дети с лимфатико-гипопластической аномалией конституции. Нередко рекомендуют отрывать таких младенцев от груди через несколько минут от начала кормления, чтобы они не «переедали». Однако этого делать нельзя, так как они избыточно прибавляют в массе тела не из-за переедания, а именно в силу своей конституции.
Эти дети отличаются повышенной аллергической настроенностью, что, наоборот, требует сохранения грудного вскармливания. Если при избыточном весе ребенка мать его чем-то докармливает, то необходимо убрать этот докорм.
5. При достаточной лактации ребенок получает молоко только из одной груди, а в следующее кормление – из другой. При длительном сосании груди и ее активном опорожнении ребенку следует предложить вторую грудь, то есть во время кормления можно прикладывать ребенка к обеим молочным железам. Такое кормление способствует лучшему становлению лактации, более полной взаимной адаптации матери и ребенка. Следующее кормление начинают со второй груди. Однако использование двух молочных желез при кормлении несет в себе опасность того, что ребенок недополучит части трудно высасываемого заднего молока из первой груди. Поэтому ни в коем случае нельзя быстро менять грудь при кормлении.
6. Ребенку не следует давать соску или пустышку, так как механизмы выдавливания молока из груди и соски различны. В первом случае ребенок действует языком, во втором – с помощью щек. Обучившись одному способу, он не сможет перейти на другой.
7. Важно не снимать беспокойство ребенка, обусловленное голоданием, допаиваниями между кормлениями, тем более молочной смесью. Здоровый новорожденный, находящийся на грудном вскармливании, не должен получать никаких пищевых добавок - раствор глюкозы, физиологический раствор, кипяченую воду. Это недопустимо по двум причинам: прием жидкости из бутылочки повышает риск инфицирования, а прием сладкого питья формирует другие, отличные от физиологических, пути метаболизма углеводов. При достаточном количестве молока у матери потребность в жидкости у ребенка полностью удовлетворена, даже в условиях жаркого климата.
8. В период становления лактации (этап молозива и переходного молока) грудь не сцеживают, это осуществляют только при наличии показаний (лактостаз и т. д.). В период установившейся лактации после кормления грудь должна быть опустошена. Грудь сцеживают, если после кормления в ней много молока и она плотная. Ручное сцеживание требует навыка, времени и определенной подготовки, поэтому наиболее оптимальным является использование простых, удобных и атравматичных молокоотсосов (например ручной молокоотсос Avent.Isis или электронный молокоотсос Avent. Isis Uno – см. далее).

Режим кормлений

Период формирования режима питания ребенка после выписки требует известной гибкости. Если ребенок находился в роддоме с раздельным пребыванием матери и ребенка, то он с рождения кормился по расписанию (6–7 раз в сутки). В этом случае возможны 2 варианта вскармливания.
1. Сохранить уже имеющийся режим кормлений. Это возможно, если лактация у матери достаточная, а ребенок хорошо развивается и легко выдерживает интервалы между кормлениями. Возможны ночные кормления, если у ребенка есть в них потребность.
2. Кормить ребенка по требованию, когда ребенок не выдерживает интервалов между кормлениями или у него отстают темповые прибавки массы. Этот период будет продолжаться до возникновения достаточной, устойчивой лактации у матери и до нарастающих весоростовых показателей ребенка.
Число кормлений, в том числе и ночных, может широко варьироваться в зависимости от состояния лактации в данный момент, степени двигательной активности, энергозатрат ребенка, его самочувствия и настроения.
В первые дни и недели (этап молозива и переходного молока) частота прикладываний к груди может составлять 12–20 и более раз в сутки и определяется потребностью ребенка.
После установления лактации у матери и хорошем росте ребенка потребность в столь частых кормлениях отпадает. Ребенок, как правило, сосет грудь реже, и кратность кормлений уменьшается от 10–15 в первые дни и недели до 7-6-5 в последующие периоды. Переход от неопределенного ритма вскармливания к относительно регулярному режиму занимает от 10–15 дней до 1–1,5 мес. Свободное вскармливание не исключает возможности разумной регламентации режима.
При хорошей лактации у матери здоровый ребенок к 1–1,5-месячному возрасту, как правило, хорошо выдерживает трехчасовые интервалы (поскольку примерно в это время молоко задерживается в желудке 2,5–3 ч) и в течение дня кормится 7 раз, придерживаясь определенных часов кормления (6-9-12-15-18-21-24 ч). Это не исключает возможности ночных кормлений либо отклонения на 30–60 мин. от времени кормления, в зависимости от потребностей ребенка.
В целом, разумный режим кормлений предпочтительнее беспорядочных кормлений, как для самого ребенка, так и для матери. Тем более, если ребенок после периода новорожденное™ хорошо развивается и «просыпает» ночные кормления, то не следует считать их строго обязательными. Ночной сон и достаточный отдых важны и для матери, так как способствуют хорошей лактации. В том случае, если у ребенка не будет необходимости в ночных кормлениях, он сам от них откажется, препятствовать ему в этом не следует.
К 2 мес., если ребенок выдерживается 3,5-часовой интервал, он может кормиться 6 раз. При 6-разовом режиме рекомендуемое время кормлений: 6–9 30 -13-16 30 -20-23 30 .
С 4,5–5 мес. (за 1–2 нед. до введения прикорма) ребенка переводят на 5-разовое кормление с интервалом между кормлениями, составляющим 4 ч.

Оценка питания на естественном вскармливании

Один из главных показателей достаточности получаемого ребенком молока – его поведение. Если после кормления малыш спокойно отпускает грудь, имеет довольный вид, хорошо спит до следующего кормления, то молока ему хватает.
Для подавляющего большинства детей контроль питания осуществляют на основании клинической оценки здоровья ребенка: соответствия длины и массы тела достигнутому возрасту, адекватных весоростовых прибавок, соответствующего возрасту психомоторного развития, хорошего состояния кожи, упругого тургора мягких тканей, адекватных по кратности мочеиспусканий и стула, хорошего функционирования всех органов и систем. Такое состояние питания ребенка соответствует понятию нормотрофия или более оптимальному – эйтрофическому развитию ребенка (Г. Н. Сперанский, А. Ф. Тур).
При нехватке получаемого младенцем молока уменьшается число мочеиспусканий (менее 6 раз), поэтому простейший тест – на мокрые пеленки.
При подозрении на недостаточность питания (лактационный криз, гипогалактия) необходимо уметь оценить динамику физического развития и суточный объем получаемого ребенком молока в соответствии с возрастными нормами. Для этого оценивают длину и, прежде всего, массу тела ребенка. Масса тела наиболее быстро реагирует на нарушения вскармливания и рассматривается как надежный показатель «текущего» состояния питания, тогда как задержка роста указывает на хронический дефицит пищевых веществ.
Взвешивание необходимо для учета суточных прибавок массы тела. Снижение этих показателей ниже стандартных возрастных величин, а тем более приближение их к 10-му центилю свидетельствуют о недостаточности питания (приложение 2). С учетом того, что ребенок не всегда равномерно прибавляет в весе, частое, особенно ежедневное взвешивание только дезориентирует родителей. Поэтому первые три месяца жизни при хорошем самочувствии ребенка достаточно взвешивать 1 раз в 2 нед., в последующем на первом году – 1 раз в месяц. При подозрении на нехватку молока взвешивание может осуществляться 1 раз в нед. с последующим расчетом ежедневных прибавок.
Констатируя факт недостаточности питания, для решения практических задач необходима оценка суточного объема молока, получаемого ребенком путем проведения «контрольных кормлений». Сами по себе «контрольные кормления» не достаточны для суждения о нехватке молока и «гипогалактии», особенно в периоде становления лактации либо при ее естественном течении в период лактационных кризов. При отдельных кормлениях количество молока варьирует настолько, что по одному или двум взвешиваниям трудно определить количество высасываемого молока за сутки.
Для оценки объема получаемого ребенком молока проводят «контрольные» кормления в течение суток, желательно в домашней обстановке. Полученные при контрольных взвешиваниях суточные данные сопоставляют с расчетными величинами. На естественном вскармливании при хорошем самочувствии ребенка, адекватных прибавках длины и массы тела никаких расчетов питания проводить не надо.
Приведенные ниже расчеты ориентированы только на те ситуации, когда отмечается неадекватное развитие ребенка или при его кормлении помимо грудного молока, получаемого во время сосания, используют другие виды питания (сцеженное, донорское молоко, молочные смеси) – то есть подразумеваются варианты «субъестественного» вскармливания либо ситуация докорма при гипогалактии 2-3-й степени.

Способы расчета питания

Количество молока, необходимое новорожденному первые 10 дней, можно рассчитать:
1. По формуле Финкельштейна в модификации А. Ф. Тура

Количество молока на сутки (мл) = n × 70 или 80,

Где n – день жизни;
70 – при массе тела при рождении ниже 3200 г;
80 – при массе тела при рождении больше 3200 г.

2. По формуле Н. Ф. Филатова в модификации Г. И. Зайцевой

Количество молока на сутки (мл) = 2 % от массы тела × n,

Где n – день жизни.

3. Исходя из функциональной вместимости желудка – по формуле Н. П. Шабалова:
Количество молока на 1 кормление = 3,0 х день жизни × массу тела (кг).

В качестве примера можно привести следующий расчет объемов питания.
Ребенок 7 дней, масса тела 3500 г.
По формуле Финкелыптейна: 80 × 7 = 560 мл;
по формуле Н. Ф. Филатова и Г. И. Зайцевой:


по формуле Н. П. Шабалова объем одного кормления: 3 × 7 × 3,5 = 73,5 мл.
При 7-разовом кормлении (73,5 × 7) суточный объем будет составлять 514 мл.
При расчете каждым из предложенных методов объем питания несколько отличается. В реальной практике вскармливания эти различия не могут считаться существенными. По нашему мнению, только в формуле Филатова – Зайцевой и формуле Н. П. Шабалова учитывается индивидуальная масса тела ребенка, поэтому эти способы расчета являются предпочтительными.
У детей старше 10-го дня жизни используют следующие способы расчета суточного объема питания:

1. «Объемный» способ по Гейбнеру – Черни.
Суточное количество пищи составляет:
от 10 дней до 6 нед. – 1 / 5 фактической массы тела;
от 6 нед. до 4 мес. – 1 / 6 фактической массы тела;
от 4 до 6 мес. – 1 / 7 фактической массы тела;
старше 6 мес. – 1 / 8 фактической массы тела.
Данный способ имеет некоторые ограничения, так как у многих здоровых детей после полугода или даже раньше рассчитанный объем питания составляет более 1000 мл. Однако ребенок на первом году жизни не должен получать за сутки более 1000–1100 мл пищи.

2. «Калорийный» способ М. С. Маслова.
Согласно этому методу в сутки ребенок должен получать на 1 кг массы тела:
1-ю четверть года – 120 ккал;
2-ю четверть – 115 ккал;
3-ю четверть – 110 ккал;
4-ю четверть – 100 ккал.

3. Расчет объема исходя из потребности ребенка в белке.
Наиболее обоснованный расчет питания базируется на учете потребности в основных пищевых ингредиентах (Приказ МЗ РФ, 1991, приложение 3).
При оптимальном соотношении белков, жиров и углеводов в грудном молоке расчет проводят только по белку. Известно, что при естественном вскармливании до введения прикормов потребность ребенка в белке составляет 2–2,2 г/кг в сутки, в жире 6–7 г/кг в сутки, в углеводах 12–14 г/кг в сутки.

ПРИМЕР РАСЧЕТА СУТОЧНОГО ОБЪЕМА ПИТАНИЯ
Ребенку 2 мес., масса тела 5 кг.
1. Согласно «объемному» методу количество грудного молока составит 1 / 6 массы тела:
5000: 6 = 833 мл/сутки.
2. «Калорийный» метод: энергетическая потребность ребенка составляет 120 ккал/кг:
120 ккал × 5 = 600 ккал/сутки.
Необходимое количество молока вычисляют, исходя из пропорции:
1000 мл грудного молока – 700 ккал.
X мл – 600 ккал.

3. Наконец, при расчете, исходя из потребностей ребенка в белке (2,2 г/кг), последовательность следующая:
2,2 г/кг × 5 кг = 11 г белка, необходимого ребенку в сутки.
Учитывая среднее количество белка, находящегося в 1 л грудного (12 г/л) молока; необходимый суточный объем составит:
1000 мл – 12 г
X мл – 11 г


Приведенный пример убедительно показывает, что все из перечисленных способов расчета дают очень близкие результаты. С наших позиций, из-за своей простоты предпочтительнее пользоваться «объемным» методом.
Данные способы необходимы для определения суточного объема питания. Для определения объема одного кормления необходимо суточный объем питания разделить на общее число кормлений. Например, ребенок в возрасте 2 мес. должен получать 840 мл молока в сутки, при 7-разовом кормлении объем каждого кормления будет составлять 120 мл, а при 6-разовом кормлении 140 мл.
Хотелось бы обратить внимание на то положение, что все расчеты объемов питания всегда должны рассматриваться как ориентировочные. Так, например, в приводимых
примерах расчета суточного объема питания получены приблизительно одинаковые цифры. Колебания на 10–20 мл в ту или иную сторону не грешат против истины, так как при хорошей лактации реально ребенок высасывает требуемый ему объем молока в пределах расчетного.
В качестве иллюстрации возможных проблем, возникающих при естественном вскармливании, могут быть приведены некоторые из них.
Задача 1 . Ребенок родился в срок с массой тела 3500 г и длиной 50 см. Приложен к груди сразу после рождения, затем находился в режиме свободного вскармливания с частотой кормлений 10–11 раз в сутки. Физиологическая убыль составила 150 г, массу тела восстановил к 5-му дню. После выписки из роддома по совету родственников мать перевела младенца на 7-разовое кормление. Она обратилась к педиатру на 9-й день с жалобами на беспокойство ребенка, усиливающееся через 1,5–2 ч после кормления и ночью. Сцедить молоко из груди после кормления ребенка не удается. При осмотре ребенок беспокоен, масса тела 3,5 кг. Соматический статус ребенка без патологии.
Тактика врача. Матери необходимо объяснить, что жалобы на беспокойство и отсутствие прибавок в массе, скорее всего, связаны с резким уменьшением числа кормлений, в том числе и в ночное время, то есть необходимо возвращение к режиму свободного вскармливания. В последующем (после месяца) уменьшение числа кормлений должно проводиться постепенно, ориентируясь на развитие и поведение ребенка.
Задача 2. Ребенку 1,5 мес… Родился с массой тела 3200 г, длиной 48 см. До настоящего обращения к врачу развивался нормально. В настоящее время масса тела составляет 4100 г, ребенок начинает удерживать голову, улыбается матери. Число кормлений – 6 раз в сутки, после кормления матери удавалось сцедить 10–15 мл молока. Последние два дня ребенок стал беспокойным, не выдерживает интервалы между кормлениями, после кормления сцедить молоко матери не удается.
Тактика врача. Матери необходимо объяснить, что на 6-й неделе лактации, возможно, возник лактационный криз, что является физиологическим явлением. Он обычно продолжается 3-4-5 дней. В связи с этим рекомендуют увеличить число кормлений на 1–2 раза в сутки и, если ребенок перестанет беспокоиться, возвращаться к прежнему режиму питания.
Возможен и другой вариант решения. При сохранении числа кормлений после того, как ребенок полностью опорожнит грудь матери, предложить ему другую грудь и следующее кормление начинать именно с нее.
В тех случаях, когда такие меры не помогают, можно ставить вопрос о докорме ребенка (см. раздел «Смешанное вскармливание»).
Задача 3. Ребенку 3 мес., родился с массой тела 3400 г, длиной 49 см. До данного обращения к врачу ребенок развивался соответственно возрасту. В настоящее время масса тела – 5800 г, длина – 60 см. Лежа на животе, поднимает грудь, удерживает игрушку, смеется при виде матери. Число кормлений – 6 раз в сутки, хорошо выдерживает интервалы между кормлениями, получает коррекцию по витамину D (400 ME) в сутки, через день 5 %-ный раствор глюконата кальция по 1 чайной ложке 2 раза в день. Мать обратила внимание, что в первое кормление в 6 ч утра ребенок сосет хуже, чем в дневные часы. При контроле высосанного за одно кормление молока его объем составил в разные часы суток от 90 до 100 мл.
Тактика врача. Необходимо успокоить мать и объяснить ей, что любой ребенок в течение суток может высасывать неодинаковое количество молока. Поскольку ребенок развивается оптимально, поводов для беспокойства нет, и пусть ребенок кормится так, как и прежде.

Коррекция естественного вскармливания

Наиболее закономерными дефицитными состояниями при естественном вскармливании являются дефицит витаминов К, D, а также железа и фтора.
1. Витамин К. Ввиду низкого содержания витамина К в женском молоке и возможности кровоточивости принята тактика однократного парентерального введения витамина К 3 – викасола (1 мг) сразу после рождения в роддоме.
2. Витамин D. С 4-недельного возраста проводят специфическую профилактику рахита. Витамин D назначают внутрь в суточной дозе 400 ME. Профилактику проводят в осенний, зимний и весенний периоды. В летние месяцы специфическую профилактику рахита не осуществляют ввиду достаточной естественной инсоляции в это время года. В течение года целесообразно провести два курса профилактического общего УФО (по 10–12 сеансов через день). В момент проведения УФО и дальнейшие 3–4 нед. витамин D ребенку не дают.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

ЕСТЕСТВЕННОЕ

Рациональное детей грудного возраста является залогом их адекватного роста и развития, а также высокого качества жизни, как в раннем детском возрасте, так и в последующие годы.

Состав женского молока

Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответс­ твующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормя­щей женщины. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соот­ветствуют функциональным возможностям желудочно- кишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов (амилазы, липазы, фосфатазы, протеаз и др.) и транспортных белков. Грудное молоко является источником гормонов и различных фак­торов роста (эпидермального, инсулиноподобного и др.), которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка.

За счет присутствия , иммунных комплексов, активных лейкоцитов, лизоцима, макрофагов, секретор­ного иммуноглобулина А, лактоферрина и других био­логически активных веществ грудное молоко повышает защитные функции детского организма. Олигосахариды, а также низкие уровни белка и фосфора в женском молоке способствуют росту здоровой кишечной микрофлоры. В последние годы бифидо- и лактобактерии, определяющие становление иммунитета, обнаружены непосредственно в женском молоке (рис. 2).

Поэтому дети, находящиеся на естественном вскар­мливании, значительно реже болеют инфекционными заболеваниями, развивают более стойкий поствакци­нальный .

Протективные свойства женского молока не ограничи­ ваются только противоинфекционной защитой. Грудное снижает риск развития в последующие годы таких заболеваний, как атеросклероз, гипертони­ ческая болезнь, сахарный диабет, ожирение, лейкозы и др. У детей на грудном вскармливании реже регистрируются случаи внезапной смерти.

Естественное вскармливание оказывает благоприят­ ное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью оказывает глубо­ кое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и добро­ желательны по сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии сами ста­ новятся внимательными и заботливыми родителями.

По некоторым данным у детей, получавших грудное вскармливание, выше коэффициент интеллектуального развития, что, возможно, отчасти связано и с наличием в грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДПНЖК), необходимых для развития клеток головного мозга и сетчатки. В крови детей, находя­ щихся на грудном вскармливании, количество ДПНЖК достоверно выше, по сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание

Белок женского молока состоит в основном из сыво­ роточных протеинов (70-80%), содержащих незаменимые

аминокислоты в оптимальном для ребенка соотношении, и казеина (20-30%). Белковые фракции женского молока подразделяются на метаболизируемые (пищевые) и неме- таболизируемые белки (, лактоферрин, лизоцим и др.), которые составляют 70-75% и 25-30% соответственно.

В женском молоке в отличие от коровьего молока присутствует большое количество альфа-лактальбуми­ на (25-35%), который богат эссенциальными и условно эссенциальными аминокислотами (триптофан, цистеин). Альфа-лактальбумин способствует росту бифидобакте- рий, усвоению кальция и цинка из желудочно-кишечного тракта ребенка.

В составе женского молока присутствуют нуклеотиды, на долю которых приходится около 20% всего небелкового азота. Нуклеотиды являются исходными компонентами для построения рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеи- новой кислот, им принадлежит важная роль в поддержа­ нии иммунного ответа, стимуляции роста и дифференци­ ровки энтероцитов.

Основными компонентами жира женского молока являются триглицериды, фосфолипиды, жирные кисло­ ты, стеролы. Его жирнокислотный состав характеризу­ ется относительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), концент­ рация которых в женском молоке в 12-15 раз больше, чем в коровьем. ПНЖК - предшественники арахидоновой, эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот, являющихся важным компонентом клеточных мембран, из них образуются различные классы простагландинов, лейкотриенов и тромбоксанов, они необходимы также для миелинизации нервных волокон и формирования сетчатки глаз.

Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кис­ лоты - арахидоновая и докозогексаеновая содержатся в женском молоке в небольшом количестве (0,1-0,8% и 0,2-0,9% от общего содержания жирных кислот, соот­ ветственно), но существенно более высоком, чем в коро­ вьем молоке.

Жиры материнского молока перевариваются легче, чем коровьего, так как они в большей степени эмульгированы, кроме того в грудном молоке содержится фермент липа­ за, участвующая в переваривании жирового компонента молока, начиная с ротовой полости.

Содержание холестерина в женском молоке относи­тельно высокой колеблется от 9 до 41 мг%, стабилизируясь к 15 суткам лактации на уровне 16-20 мг%. У детей на естественном вскармливании отмечается более высокий уровень холестерина, чем при использовании детских молочных смесей. Холестерин необходим для формирова ния клеточных мембран, тканей нервной системы и ряда биологически активных веществ, включая витамин D.

Углеводы женского молока представлены в основном дисахаридомЬ-лактозой (80-90%), олигосахаридами (15%) и небольшим количеством глюкозы и галактозы. В отли­ чие от а-лактозы коровьего молока, b-лактоза женского молока медленно расщепляется в тонкой кишке ребенка, частично доходит до толстой кишки, где метаболизиру- ется до молочной кислоты, способствуя росту бифидо- и лактобактерий. Лактоза способствует лучшему усвоению минеральных веществ (кальция, цинка, магния и др.).

Олигосахариды - углеводы, включающие от 3 до 10 остатков моносахаридов, которые не подвергаются рас­ щеплению ферментами пищеварительного тракта, не всасываются в тонкой кишке и в неизмененном виде достигают просвета толстой кишки, где ферментируются, являясь субстратом для роста бифидобактерий. При этом происходит конкурентное торможение развития условно патогенной флоры. Кроме того, олигосахариды женского молока имеют рецепторы для бактерий, вирусов (ротави- русов), токсинов и , блокируя тем самым их связы­ вание с мембраной энтероцита. Рассмотренные функции олигосахаридов, а также лактозы, лежат в основе преби- отических эффектов женского молока, в значительной мере определяя его протективное действие в отношении кишечных инфекций у детей грудного возраста.

Минеральный состав женского молока значитель­ но отличается от коровьего, в котором содержится в 3 раза больше солей, в основном, за счет макроэлементов. Относительно низкое содержание минеральных веществ в женском молоке обеспечивает его низкую осмоляр- ность и уменьшает нагрузку на незрелую выделительную систему. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор и магний. Остальные минеральные вещества являются микроэлементами и присутствуют в тканях организма человека в малых количествах. Десять из них в настоящее время отнесены к классу эссенциаль- ных: железо, цинк, йод, фтор, медь, селен, хром, молибден, кобальт и марганец.

Минеральные вещества поступают в организм с пищей и водой, а выделяются - с мочой, калом, потом, слущен- ным эпителием и волосами.

Предполагается, что железо, кальций, магний, цинк усваиваются существенно лучше из женского молока, чем из коровьего. Это объясняется прежде всего их оптималь­ ным соотношением с другими минеральными вещества­ ми (в частности кальция с фосфором, железа с медью и др.). Высокую биодоступность микроэлементов обеспечи­ вают также транспортные белки женского молока, в час­ тности, лактоферрин - переносчик железа, церулоплаз- мин - меди. Невысокий уровень железа в женском молоке компенсируется его высокой биодоступностью (до 50%).

Недостаточность микроэлементов, являющихся регу­ ляторами обменных процессов, сопровождается сниже­ нием адаптационных возможностей и иммунологической защиты ребенка, а выраженный их дефицит приводит к развитию патологических состояний: нарушению про­ цессов построения костного скелета и кроветворения, изменению осмотических свойств клеток и плазмы крови, снижению активности целого ряда ферментов.

В женском молоке присутствуют все водо- и жирорас­ творимые витамины. Концентрация витаминов в молоке во многом определяется питанием кормящей матери и при­ емом поливитаминных препаратов. Следует подчеркнуть, однако, что уровень витамина D в женском молоке крайне низок, что требует его дополнительного назначения детям, находящимся на естественном вскармливании.

Дефицит витаминов приводит к нарушениям фер­ ментативной активности, гормональным дисфункциям,

снижению антиоксидантных возможностей организма ребенка. У детей чаще наблюдается полигиповитаминоз, реже встречается изолированный дефицит одного мик- ронутриента.

Состав женского молока изменяется в процессе лак­ тации, особенно на протяжении первых дней и месяцев кормления грудью, что позволяет наиболее полно обес­ печить потребности грудного ребенка. Небольшой объем молока (молозива) в первые дни лактации компенсирует­ ся относительно высоким содержанием белка и защитных факторов, в последующие недели концентрация белка в женском молоке снижается и в дальнейшем остается практически неизменной. Наиболее лабильный компо­ нент женского молока - жир, уровень которого зависит от его содержания в рационе кормящей матери и изменяется как во время каждого кормления, нарастая к его окон­ чанию, так и в течение дня. Углеводы - более стабиль­ ная составляющая женского молока, но их уровень тоже изменяется во время кормления, будучи максимальным в первых порциях молока.

Организация естественного вскармливания

В родильном доме с целью становления достаточ­ ной по объему и продолжительности лактации здоровый новорожденный ребенок должен выкладываться на грудь матери в первые 30 минут после не осложненных родов на срок не менее, чем на 30 минут.

АРГУМЕНТАЦИЯ ЭТОГО МЕТОДА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Раннее прикладывание ребенка к груди матери обеспечивает быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию;
  2. Сосание ребенка способствует энергичному выбро­ су окситоцина и тем самым уменьшает опасность крово- потери у матери, способствует более раннему сокращению матки;
  3. Контакт матери и ребенка: — оказывает успокаивающее действие на мать, исчезает

стрессорный гормональный фон; — способствует через механизмы импринтинга усиле­ нию чувства материнства, увеличения продолжи­ тельности грудного вскармливания; — обеспечивает получение новорожденным материнс­

кой микрофлоры. Объем молозива в первые сутки очень мал, но даже капли молозива крайне важны для новорожденного ребенка. Оно обладает рядом уникальных свойств:

  • содержит больше , лейкоцитов и других факторов защиты, чем зрелое молоко, что в значительной степени предохраняет ребенка от интен­ сивного бактериального обсеменения, уменьшает риск гнойно-септических заболеваний;
  • оказывает мягкий слабительный эффектом, благодаря этому кишечник ребенка очищается от мекония, а вместе с ним и от билирубина, что препятствует раз­ витию желтухи;
  • способствует становлению оптимальной микрофлоры кишечника, уменьшает длительность фазы физиоло­ гического дисбактериоза;
  • содержит факторы роста, которые оказывают влияние на созревание функций кишечника ребенка. Для получения ребенком молозива в максимально возможном объеме частота прикладываний к груди не должна регламентироваться. С целью осуществления свободного вскармливания по требованию здоровый

ребенок должен находиться в одной палате с матерью. Показано, что при свободном вскармливании объём лактации выше, чем при вскармливании по часам. Раннее прикладывание к груди и «свободное вскармли­ вание» являются ключевыми факторами обеспечения полноценной лактации и способствуют установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребёнком.

Для поддержания лактации особенно значимы ноч­ ные кормления, так как ночью уровень пролактина более высокий. Длительность прикладывания к груди здорово­ го ребенка в первые дни не должна ограничиваться, даже когда он практически ничего не высасывает, а дремлет у груди. Потребность в контакте и сосании может носить самостоятельный характер, относительно независимый от пищевого поведения. Однако в дальнейшем чрезмерно частое прикладывание ребенка к груди матери при его малейшем беспокойстве может привести к перекорму. В связи с этим одной из важных задач педиатров, в осо­ бенности участковых, является обучение матери диффе- ренцировке «голодного» крика ребёнка от крика, обуслов­ ленного другими причинами: младенческими коликами, дискомфортом, переменой обстановки, перегреванием или охлаждением ребенка, болью и др.

Оценка адекватности лактации требует тщательного анализа поведения ребенка, характера стула, частоты мочеиспусканий. Вероятными признаками недостаточ­ ной лактации являются:

  • беспокойство и крик ребенка во время или сразу после кормления;
  • необходимость в частых прикладываниях к груди;
  • длительное кормление, при котором ребенок совер­ шает много сосательных движений, при отсутствии глотательных;
  • ощущение матерью быстрого полного опорожнения грудных желез при активном сосании ребенка, при сцеживании после кормлений молока нет;
  • беспокойный сон, частый плач, «голодный» крик;
  • скудный редкий стул Однако наиболее достоверными признаками недо­ статочного питания являются низкая прибавка массы тела и редкие мочеиспускания (менее 6 раз за сутки) с выделением небольшого количества концентрированной мочи. Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешива­ ния ребенка в домашних условиях после каждого кормле­ ния в течение суток («контрольное» взвешивание).

В отдельных случаях даже при достаточном количест­ ве молока мать не может накормить ребенка грудью:

  • ребенок берет грудь, но не сосет, не глотает или сосет очень мало;
  • при попытке матери дать грудь ребенок кричит и сопротивляется;
  • после непродолжительного сосания отрывается от груди, давясь от плача;
  • ребенок берет одну грудь, но отказывается от другой. Причины могут быть разными, среди которых наибо­ лее распространенными являются:
  • нарушения организации и техники вскармливания (неправильное положение ребенка у груди);
  • избыток молока у матери, при котором оно течет слишком быстро;
  • прорезывание зубов,
  • заболевания ребенка (перинатальное поражение нервной системы, частичная лактазная недостаточ­ ность, гастроинтестинальная форма пищевой аллер­ гии, острая респираторно-вирусная инфекция, отит, молочница, стоматит и др.). Выяснение причины и проведение при необходимости

Гипогалактия истинная (или ) встречается редко, не более чем у 5% женщин. В остальных случаях снижение выработки молока вызвано различными причи­ нами, основными из которых являются: отсутствие у жен­ щины доминанты лактации (психологического настроя) в связи с плохой подготовкой в период беременности, а также эмоциональный стресс, раннее и необоснован­ ное введение докорма детскими смесями, необходимость выхода на работу, болезнь ребенка, болезнь матери и т.д.

В ряде случаев гипогалактия носит транзиторный характер, проявляясь в виде так называемых лактацион­ ных кризов, под которыми понимают временное умень­ шение количества молока, возникающее без видимой причины. Отсутствие информации о них и не знание методов коррекции - наиболее частые факторы прекра­ щения грудного вскармливания.

В основе лактационных кризов лежат особенности гормональной регуляции лактации. Они обычно воз­ никают на 3-6 неделях, 3, 4, 7, 8 месяцах лактации. Продолжительность лактационных кризов в среднем составляет 3-4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребёнка. В таких случаях оказывается достаточ­ ным более частое прикладывание ребенка к груди в соче­ тании с кормлением из обеих грудей. Необходим покой и отдых матери; разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание; тёплое питьё напитков особенно с использованием лактогонных трав или пре­ паратов за 15-20 мин до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия.

Если мать заранее не подготовлена к такой ситуации, то при первых признаках снижения лактации она пытает­ ся докормить ребёнка смесями. Поэтому одной из важных задач участкового врача и медсестры детской поликлини­ ки является разъяснение безопасности кратковременных лактационных кризов.

Мероприятия, применяемые при вторичной гипога- лактии (лактационных кризах):

  • более частые прикладывания к груди;
  • урегулирование режима и питания матери (включая оптимальный питьевой режим за счет дополнитель­ ного использования не менее 1 литра жидкости в виде чая, компотов, воды, соков);
  • воздействие на психологический настрой матери;
  • ориентация всех членов семьи (отца, бабушек, деду­ шек) на поддержку грудного вскармливания;
  • контрастный душ на область молочных желёз, мягкое растирание груди махровым полотенцем;
  • использование специальных напитков, обладающих лактогонным действием; При этом детские молочные смеси в питание ребёнка без рекомендаций врача не вводятся.

Многочисленные наблюдения показывают, что доста­ точная выработка грудного молока в основном зависит от «настроя матери» на кормление своего ребенка грудью, ее убежденности в том, что это важно и необходимо и что она способна это осуществить.. Более успешное станов­ ление лактации и её продолжение проходят в условиях, когда кроме желания и уверенности матери, её активно поддерживают все члены семьи, а также профессиональ­ ные консультации и практическая помощь медицинс­ ких работников. Целесообразно, чтобы обучение женщин вопросам грудного вскармливания происходило во время беременности в «Школе беременных».

Важнейшая роль в пропаганде грудного вскармлива­ ния отводится врачам и медицинским сестрам, которые должны активно поощрять семейную и социальную под­ держку грудного вскармливания, обеспечивать родителей

полной информацией о его всестороннем положительном влиянии на организм ребенка и преимуществах перед детскими смесями. Для осуществления деятельности по успешному становлению и поддержанию практики естес­ твенного вскармливания, все медицинские работники, имеющие отношение к родовспоможению и медицинс­ кому наблюдению за детьми грудного возраста, должны обладать способностями оказания практической помощи матери по грудному вскармливанию.

В соответствии с международной программой ВОЗ/ ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка практи­ ки грудного вскармливания», где изложены основные положения в виде десяти принципов успешного груд­ ного вскармливания, Министерством здравоохранения Российской Федерации была разработана программа под­ держки грудного вскармливания и утвержден ряд норма­ тивно-методических документов (1994, 1996, 1998, 1999, 2000 гг). Согласно этим документам, в лечебно-профилак­ тических учреждениях родовспоможения и детства реко­ мендуется проводить следующую работу по поддержке естественного вскармливания:

  • иметь доступную печатную информацию, касающую­ ся практики грудного вскармливания, которую следу­ ет регулярно доводить до сведения всего медицинского персонала;
  • информировать всех беременных женщин о преиму­ ществах грудного вскармливания и необходимости раннего прикладывания новорожденного ребенка к груди матери (в течение первых 30 минут после родов);
  • обеспечивать круглосуточное совместное пребывание матери и ребёнка в палате «мать и дитя» родильного дома и поощрять грудное вскармливание по требова­ нию ребенка;
  • обучать матерей технике кормления ребенка грудью и сохранения лактации;
  • стремиться к проведению в течение первых 4-6 меся­ цев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть, не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключе­ нием случаев, обусловленных медицинскими показа­ ниями;
  • обеспечивать преемственность в работе женской кон­ сультации, акушерского стационара, детской поли­ клиники и детского стационара. Эти мероприятия необходимо проводить с учетом состояния здоровья, как матери, так и ребенка.

Возможными противопоказаниями к грудному вскар­ мливанию со стороны матери являются: эклампсия, силь­ ные кровотечения во время родов и в послеродовом пери­ оде, открытая форма , состояние выраженной декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, а также гипертиреоз, острые пси­ хические заболевания, особо опасные инфекции (тиф, и др.), герпетические высыпания на соске молоч­ ной железы (до их долечивания), ВИЧ-инфицирование.

В настоящее время установлено, что ВИЧ - инфи­ цированная женщина с вероятностью в 15% заража­ ет ребёнка через грудное молоко. В связи с этим в Российской Федерации детей рожденных от ВИЧ инфи­ цированных матерей рекомендуется кормить адаптиро­ ванными смесями.

При таких заболеваниях кормящей матери как красну­ ха, , , эпидемический , цитоме- галовирусная инфекция, простой герпес, острые кишеч­ ные и острые респираторно-вирусные инфекции, если они протекают без выраженной , кормле­ ние грудью при соблюдении правил общей гигиены не противопоказано. Наличие гепатита В и С у женщин в настоящее время не является противопоказанием к груд­

ному вскармливанию, однако кормление осуществляют через специальные силиконовые накладки. При остром гепатите А у матери кормление грудью запрещается.

При маститах грудное вскармливание продолжается. Однако оно временно прекращается при обнаружении массивного роста в грудном молоке золотистого стафило­ кокка в количестве 250 КОЕ и более в 1 мл и единичных колоний представителей семейства Enterobacteriacae или вида Pseudomonas aeruginosa (Методические рекоменда­ ции по бактериологическому контролю грудного моло­ ка, Москва, 1984). молочной железы является возможным осложнением мастита и наиболее вероятен при резком прерывании кормления грудью. Кормление из здоровой железы должно продолжаться, а молоко из инфицированной груди следует осторожно сцеживать и выливать.

Прекращают кормление грудью в тех случаях, когда мать принимает цитостатики в терапевтических дозах, иммунносупрессивные препараты, антикоагулянты типа фениндиона, радиоизотопные контрастные вещества для лечения или обследования, препараты лития, большинс­ тво противовирусных препаратов (кроме ацикловира, зидовудина, занамивира, лимовудина, озельтамивира - с осторожностью), противогельминтные препараты, атакже некоторые : (, мидекамицин, рокситромицин, спирамицин), тетрацик- лины, хинолоны и фторхинолоны, гликопептиды, нит- роимидазолы, хлора мфе ни кол, . Однако препараты альтернативные перечисленным антибиоти­ кам не противопоказаны для кормления грудью.

Обычно безопасны, используемые в средних дозах короткие курсы парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, ибупрофена; большинство противокашлевых лекарств; - и другие пеницил- лины, ; (кроме рифабутина и ); противогрибковые средс­ тва (кроме флуконазола, гризеофульвина, кетоконазо- ла, интраконазола); антипротозойные препараты (кроме метронидазола, тинидазола, дигидроэметина, примахи- на); бронходилятаторы (); кортикостероиды; антигистаминные препараты; антациды; противодиабе- тические средства; большинство гипотензивных препа­ ратов, дигоксин, а также разовые дозы морфина и других наркотических средств. Вместе с тем во время приёма медикаментозных препаратов матерью, необходимо вни­ мательное наблюдение за ребенком с целью своевремен­ ного обнаружения их побочных эффектов.

Возможно угнетение лактации при приеме женщиной эстрогенов, включая эстрогенсодержащие контрацепти­ вы, диуретиков тиазодового ряда, эргометрина.

Перевод ребенка грудного возраста, особенно ново­ рожденного, на искусственное вскармливание из-за медикаментозного лечения матери лекарственными пре­ паратами в терапевтической дозировке несёт в себе опре­ деленную угрозу для состояния его здоровья и качества жизни.

Учитывая негативное воздействие табачного дыма, смолы и никотина на организм ребенка и на лактацию, курящим женщинам в период лактации рекомендуется отказаться от курения. Никотин может снижать обьём вырабатываемого молока и тормозить его выделение, а также вызывать у ребёнка раздражительность, кишечные колики и приводить к низким темпам нарастания массы тела в грудном возрасте. У курящих женщин ниже уро­ вень пролактина, что может сократить период лактации, а также снижена концентрация витамина С в грудном молоке по сравнению с некурящими. Следует формиро­ вать у курящих женщин мотивацию на отказ от курения или, по крайней мере, значительное снижение числа

выкуренных сигарет. Содержание вредных веществ в грудном молоке будет меньше, если женщина выкуривает сигарету после кормления грудью, а не до него.

Не должны кормить ребенка грудью матери, страда­ ющие алкогольной и наркотической (героин, морфин, метадон или их производные) зависимостью.

Кормление грудью во время наступления новой бере­ менности может продолжаться.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери со стороны ребенка - оценка состояния ново­ рожденного по шкале ниже 7 баллов при тяжелой новорожденного, родовой травме, судорогах, синдроме дыхательных расстройств, а также глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (желудочно- кишечного тракта, челюстно-лицевого аппарата, сердца, и др.).

К числу противопоказаний к раннему прикладыванию ребенка к груди матери до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем операции кеса­ рево сечение. Однако если данная операция проводится под перидуральной анестезией прикладывание ребенка к груди в родовом зале возможно. Если родоразрешение проводилось под наркозом, то после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец - в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это повторяют несколько раз. На вторые сутки, при удовлетворительном состоянии матери и младенца, они воссоединяются в послеродовом отделении совместного пребывания матери и ребенка.

При ряде тяжелых врожденных (пороки сердца с декомпенсацией, волчья пасть, заячья губа и др.), когда прикладывание к груди невозможно, ребенок должен получать сцеженное материнское молоко. Абсолютные противопоказания к грудному вскар­ мливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены - наследственные энзимо- патии ( и др.). При фенилкетонурии объем грудного молока в сочетании с лечебными продуктами устанавливается индивидуально.

Следует остановиться на вопросах допаивания детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. Практика отечественных педиатров показывает, что ново­ рожденные и дети более старшего возраста, находящиеся на грудном вскармливании иногда нуждаются в жид­ кости. Такое состояние может быть связано с понижен­ ной влажностью в квартире, повышенной температурой окружающей среды, обильной жирной пищей, съеденной матерью накануне и пр. В этих ситуациях можно пред­ ложить ребенку воду из ложки, и если он начал охотно пить, то значит нуждался в ней. Кроме того, допаивание необходимо больным детям, особенно при заболеваниях сопровождающихся высокой лихорадкой, диарей, рвотой, гипербилирубинемией.

В настоящее время существует более 50 заболеваний, которые у детей в периоде новорожденности могут про­ являться желтушным окрашиванием кожи. Поэтому дли­ тельное сохранение желтухи у новорожденного требует обязательного обследования.

Даже при выраженной физиологической желтухе у детей в первые дни жизни нельзя отказываться от груд­ ного вскармливания. Раннее прикладывание ребенка к груди и частые кормления являются важным фактором профилактики желтухи, поскольку молозиво, обладая слабительным эффектом, приводит к более быстрому отхождению мекония. При недостаточном питании ново­ рожденного ребенка может быть более интенсив­ ной и длительной в связи со сгущением желчи. Допаивание водой или растворами глюкозы не способствует профи­ лактике желтухи, но снижает степень ее выраженности. Важно чтобы ребенок получал адекватное количество молока, поскольку при недостаточном питании развива­ ется синдром сгущения желчи.

Связанная с грудным вскармливанием - от материнского молока или желтуха Ариаса раз­ вивается у 1-4% детей после первой недели жизни, харак­ теризуется повышением уровня несвязанного билирубина и не влияет на состояние ребенка. Патогенез изучен недо­ статочно, предполагается связь с различными компонен­ тами грудного молока. Получить подтверждение диагноза можно, прекратив прикладывание ребенка к груди и используя для кормления пастеризованное материнское молоко в течение 1-2-х суток. За это время интенсивность желтухи значительно уменьшается и можно продолжить грудное вскармливание.

Ребенка с гипербилирубинемией, обусловленной несовместимостью по АВО, целесообразно кормить гру­ дью с рождения, поскольку , содержащиеся в молоке разрушаются соляной кислотой и ферментами пищеварительной системы. При резус конфликте, если ребенку не проводилось заменное переливание крови, то его в течение первых 10-14 дней кормят пастеризованным (во время пастеризации антитела разрушаются) мате­ ринским или донорским молоком. В случаях проведения заменного переливания крови, через 3-5 часов после опе­ рации ребенка можно приложить к груди.

Грудное вскармливание целесообразно продолжать до 1-1,5 лет, причем частота прикладываний ребенка к груди после года уменьшается до 1-3 раз в сутки.

Вскармливание ребенка на первом году жизни женским молоком называется естественным.

Вскармливание новорожденных детей первых 7-10 дней жизни

Обычно новорожденного ребенка начинают прикладывать к груди через 6-10 ч после рождения: более длительная отсрочка неблагоприятно сказывается на новорожденном и его матери. При более позднем прикладывании ребенка к груди наблюдается значительное снижение массы тела в первые дни жизни и более позднее ее восстановление.

В первые дни после родов мать кормит ребенка в постели из положения лежа на боку (рис. 10). Ребенка кладут так, чтобы ему удобно было ртом захватить сосок. Мать рукой слегка приподнимает грудь, придерживая ее между большим пальцем и остальными (грудь лежит на ладони), и направляет сосок в рот ребенка, стараясь, чтобы последний хорошо захватил не только сосок, но часть прилегающей к нему кожи (areola). При этом большим пальцем верхняя поверхность груди слегка отдавливается книзу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему дышать.

В дальнейшем, когда родильнице разрешается сидеть или вставать с постели (с 3-4-го дня), она кормит ребенка в положении сидя на стуле, поставив ногу на низкую скамейку (рис. 11). Кормление каждой грудью необходимо чередовать для того, чтобы обе полностью опорожнялись. Остатки молока необходимо сцедить. Только когда молока мало, приходится кормить из обеих грудей, но при этом следует: 1) давать вторую грудь только после того, как ребенок все высосал из первой, и 2) соблюдать порядок прикладывания.

Эти правила необходимы, так как первые порции молока высасываются ребенком легче, чем последующие, а более частое прикладывание стимулирует функцию молочной железы. Если же с самого начала не следовать этим правилам, ребенок к этому быстро привыкает и не досасывает, что вызывает застой молока и уменьшение лактации.

Количество молока, необходимое новорожденному ребенку, значительно колеблется. Для практических целей наиболее подходит формула Г. И. Зайцевой. По этой формуле можно ориентировочно рассчитать, сколько молока необходимо новорожденному ребенку (до 7-8 дней):

Суточное количество молока (в мл) = 2% массы ребенка при рождении x n,


где n - день жизни ребенка. Можно пользоваться и видоизмененной формулой Финкельштейна:

n x 70 или 80,


где n - день жизни ребенка. Для определения количества молока, необходимого ребенку в течение суток, надо число дней его жизни умножить на 70 (при массе ниже 3200) или на 80 (при массе выше 3200 г).

Иногда пользуются и другим подсчетом: на разовое кормление ребенок должен получать количество молока, равное 10, умноженное на день его жизни (например, 5-дневный ребенок на одно кормление должен получить 10 x 5 = 50 мл).

Количество пищи, необходимое недоношенному ребенку, нужно определять с учетом его индивидуальной потребности и общего состояния. Обычно в 1-й день на кормление дают 5-10 мл молока, на 2-й день - 10-15 мл, на 3-й день - 15-20 мл. В дальнейшем суточный объем пищи определяется по формуле:

n x 10 на каждые 100 г массы ребенка,


где n - число дней жизни. После 10-го дня жизни количество пищи определяется по массе тела, как и у доношенных.

Ребенка с первых дней жизни необходимо приучать к порядку в кормлении. Новорожденный ребенок не имеет условных рефлексов при рождении. Одним из самых первых условных рефлексов является рефлекс на время кормления. Для этого необходимо кормить ребенка по часам.

И. П. Павлов писал, "что никакой другой раздражитель не может сравниться ни в качественном, ни в количественном отношении со страстным желанием еды как возбудителем желудочного сока". Только еда с аппетитом может быть максимально полезной, тогда как еда по приказу не может давать такого положительного эффекта. Беспорядочное кормление понижает аппетит ребенка, он мало высасывает молока.

Большое значение имеет частота кормления. Работами проф. Н. И. Красногорского установлено, что в деятельности центральной нервной системы (ЦНС) существует определенная цикличность процессов возбуждения и торможения. У детей первых 3 мес жизни процесс возбуждения сменяется процессом торможения каждые 3 ч; у детей в 3-5 мес такое чередование наблюдается каждые 3,5 ч, у детей старше б мес - каждые 4 ч. Наибольший аппетит у детей наблюдается при преобладании процесса возбуждения (при преобладании процесса торможения в ЦНС происходит также торможение пищевого центра). Следовательно, интервал между кормлениями должен быть разным, в зависимости от возраста ребенка.

Детей первых 2-3 мес жизни необходимо кормить каждые 3 ч с ночным промежутком продолжительностью 6 ч (ночной интервал необходим для отдыха матери и ребенка); интервалы между кормлениями у детей от 3 до 5 мес должны быть 3,5 ч (ночной интервал 6 ч 30 мин), а у детей старше 5 мес каждые 4 ч (ночной интервал 8 ч) 1 (рис. 12).

Если же ребенок спокойно не выдерживает таких длительных ночных интервалов и не удовлетворяется 2-5 чайными ложками воды, то можно разрешить еще одно кормление ночью.

Частота кормления также определяется продолжительностью нахождения пищевой массы в желудке, что зависит от вида пищи. Женское молоко выводится из желудка через 2-2,5 ч после приема, искусственные молочные смеси из коровьего молока задерживаются в желудке 3 ч, а каши 3-4 ч. Особенно долго задерживаются в желудке овощи (4-5 ч). Большое содержание жира и белка увеличивает продолжительность нахождения пищи в желудке.

1 В родильных домах здоровых новорожденных детей кормят несколько реже (6 раз), что объясняется условиями работы медицинского персонала.

Техника и правила естественного вскармливания

Успех грудного вскармливания в значительной мере зависит от пунктуального соблюдения ряда правил.

  1. Перед каждым кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.
  2. Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются случайные бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков.
  3. По окончании кормления грудь необходимо обсушить чистой мягкой полотняной тряпочкой, чтобы не было мацерации сосков.

При кормлении грудью между матерью и ребенком устанавливается физиологическое равновесие, т. е. ребенок высасывает столько молока, сколько ему необходимо. Физиологическое равновесие обусловлено составом молока в течение кормления. Оно очень хорошо развито у детей с 6-й недели жизни.

Однако длительность каждого кормления грудью в среднем должна продолжаться не более 15-20 мин. Только новорожденных детей можно кормить более длительное время (до 20-30 мин). Нужно помнить, что ребенок в течение первых 5 минут кормления высасывает около 50% необходимого ему молока.

При кормлении же из бутылочки через соску необходимо дозировать количество пищи. Если маленькому ребенку дать молочную смесь в бутылочке с соской, он не прекратит сосания, несмотря на то что большой объем высосанного молока будет вызывать перерастяжение желудка.

Способы расчета необходимого количества молока для ребенка

Существует несколько способов расчета объема пищи, необходимого для детей первого полугодия жизни.

Способ 1. - "объемный" в зависимости от массы тела.
Ребенок должен получать молока в возрасте от 2 до 6 нед 1/5 массы своего тела от 6 нед до 4 мес 1/6 массы своего тела от 4 до 6 мес 1/7 массы своего тела
Например. Ребенок в возрасте 3 мес, имеющий массу 5200 г, должен получать молоко из расчета 1/6 массы тела, т. е. 5200: 6 = 866 мл молока. До последнего времени этот способ расчета объема пищи был наиболее распространен. Однако в настоящее время в связи с акселерацией, которая выразилась в очень быстром увеличении массы тела в течение первого полугодия жизни и рождением более крупных детей, может случиться, что объем пищи при расчете этим способом может превышать 1 л. В таких случаях объем пищи не должен превышать 1 л, но тогда нужна некоторая коррекция питания (см. ниже).
Способ 2. Расчет по Шкарину.

2-месячный (или 8-недельный ребенок) должен получать в сутки 800 мл молока, на каждую неделю недостающую до 8 на 50 мл меньше, а на каждый месяц больший, чем два, на 50 мл больше.

Для детей моложе 2 мес это можно выразить формулой: 800-50 x (8-n), где n - число недель жизни.

Например, ребенок в возрасте 3 нед по этому способу расчета должен получить: 800-50 X (8-3) = 550 мл.

Для детей старше 2 мес можно пользоваться формулой: 800 + 50 x (n-2), где n - число месяцев ребенку.

Например, ребенок в возрасте 3 мес должен получать молока: 800+50 x (3-2) = 850 мл.

Расчет Шкарина у современных детей вряд ли пригоден вследствие акселерации их развития. Он приведен в нашем руководстве в историческом аспекте.

Способ 3. Калорийный (энергетический) расчет: на 1 кг массы тела ребенок должен получить: в I четверть года 120 ккал в сутки во II четверть года 115 ккал в сутки в III четверть года 110 ккал в сутки в IV четверть года 100 ккал в сутки Определив массу ребенка, легко подсчитать, какое количество килокалорий необходимо ребенку. Зная, что 1 л женского молока в среднем содержит 700 ккал, легко рассчитать, сколько ребенок должен получить молока за сутки. Например, ребенок в возрасте 3 мес, имеющий массу 5 кг, должен получить 120 ккал на 1 кг массы или 600 ккал в сутки (120 ккал х 5 = 600 ккал). Составлением пропорции легко перевести количество килокалорий в объем молока: 1000 мл молока содержат 700 ккал х мл - 600 ккал 600 x 1000 x = ----------- = 857 мл молока. 700

Из приведенных способов расчета наиболее точным является калорийный. Расчет проводится исходя из средненормальной массы ребенка в данном возрасте, но суточный объем пищи не должен превышать 1000 мл.

Приведенные нами формулы расчета молока применяются для детей первых 6 мес жизни. Дети с 6-месячного возраста до 1 года должны получать объем пищи 1 л. Зная общий объем пищи и количество кормлений в течение дня, легко рассчитать, сколько необходимо ребенку молока на одно кормление.

Учебное пособие по питанию здорового ребенка. А. В. МАЗУРИН. М., "Медицина", 1980, 208 с., ил.

Введение

Естественное вскармливание

Лактация Молозиво Биологические и химические свойства женского молокa Питание и режим кормящей матери Вскармливание новорожденных детей первых 7-10 дней жизни Техника и правила естественного вскармливания Способы расчета необходимого количества молока для ребенка

Естественное вскармливание — это кормление ребенка женским молоком, путем прикладывания ребенка к груди. При возникновении у мамы вопроса почему она должна кормить ребенка грудью, она прежде всего должна знать преимущества вскармливания ребенка грудным молоком и как кардинально оно отличается от коровьего.

Преимущества вскармливания ребенка грудным молоком:

  1. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
  2. Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
  3. Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
  4. В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
  5. В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
  6. В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
  7. Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Отличие грудного молока от коровьего:

  1. Содержание белка. В грудном молоке белка меньше, чем в коровьем, в нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз меньше, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями, что облегчает процесс пищеварения.
  2. Белки грудного молока сходны с белками плазмы, а белки коровьего молока обладают резко выраженной АГ активностью, что способствует появлению аллергических реакций.
  3. Содержание аминокислот в грудном молоке меньше, что является более оптимальным для ребенка. В коровьем молоке аминокислот в три раза больше, это приводит к белковой перегрузке, что может привести к обменным нарушениям.
  4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые три дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно А, который играет важную роль в создании местного иммунитета ЖКТ новорожденных. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому грудной ребенок имеет хорошую иммуно-биологическую защиту.
  5. Количество жира одинаковое, но имеется важная отличительная черта, это состав жира. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жиры. Доказано что искусственное вскармливание часто приводит к ожирению.
  6. Углеводы в грудном молоке в большом количестве.
  7. Грудное молоко богато ферментами: амилазой, трипсином, липазой. В коровьем молоке ферментов в сотки раз меньше. Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
  8. Минеральный состав грудного молока: количество кальция и фосфора в меньше чем в коровьем, но усвоение в два раза лучше, поэтому дети на естественном вскармливание гораздо реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, железо цинк и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке большое количество витамина D, что способствует профилактике рахита.

Основные принципы успешного кормления грудью:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и родильниц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки).
10. Поощрять организацию группы поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Правила, необходимые для успешного вскармливания:

1) раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

2) в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

3) при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

4)если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

Возможные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:

Эклампсия;

Сильное кровотечение во время или после родов;

Открытая форма туберкулеза;

Декомпенсация или хронические заболевания сердца, легких, почек,

печение, а также гипертиреоз;

Острые психические заболевания;

Особо опасные инфекции;

Герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания);

ВИЧ-инфицирование;

Мастит у женщины: при обнаружении массивного роста St.aureus ≥ 250 КОЕ в 1 мл и/или единичный рост Enterobacteriacae и Pseudomonas aeruginosa (Методические рекомендации по бактериологическому контролю грудного молока, Москва, 1984);

Прием цитостатиков, иммуносупрессивных препаратов, антикоагулянтов, некоторых антибактериальных препаратов;

Алкогольная и никотиновая зависимость.

Кормление грудью во время наступления ‘новой беременности может продолжаться.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери состороны ребенка:

Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов;

Родовая травма;

Судороги;

Глубокая недоношенность;

Тяжелые пороки развития (ЖКТ, челюстно-лицевого аппарата, сердца и др.);

Родоразрешение путем операции кесарево сечение (под наркозом).

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации:

Наследственные энзимопатии (галактоземия);

Фенилкетонурия (с индивидуальным подбором лечебного питания).

В первые дни после родов для становления лактации важно:

раннее прикладывание к груди,

кормление ребенка по требованию,

совместное пребывание матери и ребенка,

профилактика лактокриза.



Похожие публикации