Азербайджанская национальная одежда женская из мужской. Национальный костюм Азербайджана: описание. Аксессуары и обувь

Национальные костюмы являются одним из ценных исторических источников, с помощью которых можно изучить культуру того или иного народа. Так и азербайджанский национальный костюм на протяжении веков являлся отражением самобытной культуры азербайджанского народа, постепенно видоизменяясь, он становился выразителем национального менталитета, и мог поведать очень многое о традициях и обычаях народа.

Азербайджанская национальная одежда - плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Будучи тесно связаны с историей народа, костюмы представляют собой один из ценных источников изучения его культуры. Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков.

Азербайджан с древних времен имеет свою своеобразную присущую только ей, культуру. Страна не потеряла, не утратила свою самобытность. В археологических раскопках, отражающих эпоху ранней бронзы (III тыс. до н. э.), на территории Азербайджана обнаружены бронзовые шилья и иглы, свидетельствующие о том, что древнейшие обитатели Азербайджана шили себе одежду. Из раскопок в усыпальнице дворца Ширваншахов (XV в.) в Баку при вскрытии гробницы были обнаружены остатки богатых парчовых и шелковых тканей.

В XVII веке Азербайджан служил крупной шелководческой зоной Ближнего Востока, а Ширванская область - основным шелководческим районом Азербайджана. Изобилие и дешевизна сырья создавали благоприятные условия для развития в средневековых городах Азербайджана шелкоткацкого и шерстоткацкого ремесла и других отраслей ткачества. Наряду с Шабраном, Эрешем, Габалой, Джавадом, Агдашем и др. , Шамаха была важным текстильным центром Азербайджана. Известный путешественник Адам Олеарий писал об этом: "Основной род их (ширванцев) занятий составляет вязание пряжи, шелка и шерсти, а также различные вышивания". Производившиеся в Шамахе ткани тафта, фата и дарайы снискали наибольшую славу, а тонкие головные покрывала и другие вязаные изделия пользовались повышенным спросом. Среди ремесел города важное место занимало также производство хлопковых тканей. В Тебризе было сосредоточено производство самых различных видов тканей. Особенно известен был этот город производством высококачественных бархата, атласа, кумача и войлока. Часть перечисленных видов тканей экспортировалась. Искусные ремесленники Нахчывана изготовляли большое количество дешевой, но высококачественной хлопковой ткани. Изготовлявшиеся ими разнообразные ситцевые ткани, пользовались значительным спросом.
Ткани являются одним из элементов культуры народа. Специфика их орнамента и расцветки говорят о национальной и социальной принадлежности обладателя.

Женская одежда вышивалась главным образом из шелка и бархата, а мужская - в большинстве случаев из сукна и домашней кашемировой ткани. И женская, и мужская нижняя одежда вышивалась из холста и хлопковой ткани, в состоятельных же семьях чаще всего нижнюю одежду шили из шелка.

Стиль женского костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.

В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами.

Поверх рубашки одевали чепкен (кафтан), который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Шили из велюра и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Он тоже имел подкладку и плотно прилегал к телу. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались.

Леббаде (халаты) были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Рукава леббаде были короткие. Леббаде шили из велюра и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались тесьмой.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами. Традиционные головные уборы женщин Азербайджана отражали этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Особую прелесть женскому облику придавали тончайшие шелковые платки — келагаи, которые сочетались с диадемами и арахчынами. Азербайджанки, выходя из дома, поверх любой одежды и головного убора покрывались чадрой — чаршаб из хлопчатобумажных и шелковых гладких и набивных тканей. Она могла быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра, драгоценных камней. Азербайджанские женщины очень любили украшения и умело пользовались ими. Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет». В него входили разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты.

Мужская одежда состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк).

Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук плотно прилегал к телу. Его подол украшали оборками, рукава - прямые, постепенно ссужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами, застегивались они до шеи. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины - кушак.

Чуха - вид верхней мужской одежды в Азербайджане. По всему разрезу прямых длинных рукавов пришивали пуговицы или петли. На груди чухи красовались нашивки для украшений.

Мужские шаровары шили из шерстяной ткани. Они были широкими, чтобы удобнее было скакать верхом.

Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи. Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров.

Одежда азербайджанцев постепенно изменялась, появлялись новые формы и мотивы, чему способствовало развитие как отдельных видов декоративно-прикладного искусства, так и всего искусства в целом. Распространение ткачества, вышивки, кожевенного дела, ювелирного мастерства влияло на развитие моды. Силуэт костюма, его декоративное решение подчинялись пластичности шелковых тканей, фактурам атласа, бархата, образующим четко очерченные линии или мягкую драпировку. Декоративное решение костюма строилось на сопоставлении фактур материалов. Мастера использовали художественное наследие и новые возможности, а творческий подход способствовал развитию исторической традиции.

В настоящее время Азербайджан является независимым, современным государством, но наши традиции сохранены старым поколением и бережно передаются молодым.

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Мужская одежда весьма своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Национальная одежда азербайджанцев отличается большим разнообразием и красочностью, что еще раз подтверждает богатство истории и культуры Азербайджана.

Специально для ВАК,

«Azerbaijan Realities»

«Бута» - на санскрите означает «огонь».(буте-пута-бута) Как известно в давние времена в Азербайджане процветал зороастризм. И нами любимая бута является ничем иным, как одним из Символов в сложной символике зороастризма: символом огня.

Бутой помечены и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен. Бута везде. И не случайно изображение ее встречается в терме Индии, в декоре металлических изделий и в рисунках тканей Ирана, в узорах ковров Азербайджана, а также в произведениях декоративно- прикладного и ювелирного искусств стран Ближнего Востока и Средней Азии, в искусстве всех тех стран, на территориях которых долгое время главенствующей религией является зороастризм.

Показать картинку

Показать картинку

Менялись времена, но, даже с приходом других воззрений и религий на землю Азербайджана (раннее манихейское христианство, буддизм, эллинизм, и, позже,- Ислам, прочно укоренившийся здесь), трепетное отношение к главному символу зороастризма –буте не менялось. Она осталась и в жизни, и в культуре бывших огнепоклонников своеобразным тотемом, долгое время оставаясь на гербах некоторых государств (как до сиз пор, на гербе Баку), на печатях которыми проштамповывалась официальная почта тех времен..


Изображения буты служили своеобразными знаками отличия у военных. «Джига-бута» и «Ман-бута» украшали короны шахов, головные уборы больших военачальников. Скорее всего, изначально подобное разнообразие в изображениях буты носило еще и магический смысл. «Джига-бута» символизировала мужество, храбрость, славу и доблесть. «Ман-бута» честь, достоинство, красоту.

Показать картинку



Показать картинку




Буте, согласно традиции, приписывались свойства оберега, охраняющего от злых духов и дурного глаза. И потому жилища бывших зороастрийцев украшались коврами и всевозможными предметами быта с изображениями буты. Ну, а присутствие Буты в свадебном одеянии невест и женихов было просто обязательным.

Показать картинку


На протяжении долгого времени бута в сознании бывших последователей зороастризма оставалась элементом магической символики, ведь именно магия лежала в основе этой древней религии. Ну, а позже, когда из памяти поколений почти стерличь все знания о символике и ритуалистике зороастризма, все эти изображения, потеряв свою первоначальную смысловую значимость, стали просто элементами декора.

Показать картинку

Показать картинку


Показать картинку


Нередко многие из азербайджанцев до сих пор, сами того не осознавая, приносят на алтарь Алхуры Мазды свои приношения в виде возжигания «изярлика», «атыл-батыл», соли.

Да и «чылдаг»- своеобразный ритуал, в котором многие из нас не усматривают ничего, кроме альтернативной медицины, на самом деле древняя огнепоклонническая магия, пришедшая к нам из далеких времен зороастризма как выражение сути той религии, и ставшая впоследствии элементом декора, бута оказала свое огненное влияние на все восточные культуры. Став некой моделью, эталоном для создания своеобразных - «бутаобразных», восточных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, например, купола восточных зданий напоминающие по форме буту, предметы восточного быта-посуда, кувшинчики для розовой воды (гюлаба), головные уборы-чалма, обувь-чарыхи, да и многое, многое другое.

Показать картинку


Показать картинку


Бута в Баку и в его окрестностях изображалась по разному, рождая такие художественные формы, как Муган-бута, Бакы- бута, Хила-бута, Ширван-бута. Благодаря этому, искусствоведы и культурологи сегодня могут точно определить регион, где был соткан тот или иной ковер и сделана та или иная вещь.

Показать картинку


С древнейших времен на востоке все прекрасное отождествляют с понятием «бута». В народе Распространены такие выражения «На нем крпасивая бута», «Ее украшает золотая или миндалевидная бута». Упоминания о буте в завуалированной форме говорит нам о том, как духовны и целомудренны, а значит и прекрасны те, кто украшен ею.

Показать картинку


«Бута» является характерной деталью азербайджанского национального орнамента. Этот мотив считается древнейшим в национальном орнаменте Азербайджана он занимает видное место среди узоров набойки. Имеются набивные изделия, украшенные только бута. Мотив бута часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много разновидностей бута, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение бута получила в Гянджинской зоне, где они становятся почти неотъемлемой деталью коврового узора. Узоры бута встречаются на нескольких видах азербайджанских ковров, среди которых можно отметить, такие ковры, как «Хила-бута», «Ширван-бута», «Шабалыт бута»
Изображения буты на ковре XVIII века из Баку

Показать картинку


Бута на медных изделиях из Лагича

Показать картинку

Национальный костюм каждого народа отражает его исторические и культурные ценности. Изучая временные промежутки развития той или иной нации, можно проследить изменения, которые претерпевала традиционная одежда, а также выявить особенности, остающиеся на протяжении веков неизменными. Описание национального костюма Азербайджана представлено вашему вниманию в статье.

История костюма азербайджанцев

Национальной одежды уходит корнями в далекое прошлое. При археологических раскопках были обнаружены из третьего тысячелетия до н.э. Найденные печати, глиняная посуда, золотые украшения, относящиеся к V веку до н.э., уже могут дать некоторое представление о материальном развитии азербайджанцев. В VI веке нашей эры шелководство прочно обосновалось в Азербайджане. Этот вид ремесла развивался на протяжении многих веков, а производимые там ткани из шелка были самыми лучшими в мире. Помимо шелка мастера использовали и привозные ситец, бархат, сукно. Культурой Азербайджана было предусмотрено, что на тканях почти всегда присутствовали всевозможные орнаменты. Все они навеяны красотой природы этого края. Чаще всего изображались:

  • цветы граната, айвы, розы, лилии, ириса и гвоздики;
  • птицы одиночные или в паре - павлин, голубь, куропатка, соловей;
  • животные - лошадь, газель, черепаха.

Также на ткани вышивали:

  • различные геометрические узоры - квадраты, ромбы, круги;
  • изображения предметов быта (например, кувшина);
  • элементы доисламской символики - схематичные изображения небесных светил.

Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.

Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.

Изменения в костюмы вносились по мере развития культуры Азербайджана, его народа и освоения новых видов ремесел. Также большую роль играли важные исторические события, например, войны. Если рассмотреть мужской костюм в военное время и в современности, то можно проследить, что детали, необходимые для ношения оружия, в наше время утратили свои функции и стали декоративными.

Женский национальный костюм

Традиционный женский азербайджанский национальный костюм представлен несколькими элементами. В основном он состоял из рубашки, кафтана длиной до пояса и длинной многослойной юбки. Самыми распространенными видами верхней женской одежды были:

  • Уст кейнейи - рубашка с длинными рукавами из шелка разновидностей гановуз и фай. Рукава могли быть прямого кроя либо с небольшой оборкой. На шее она застегивалась на одну пуговицу. Рубашку украшали красивой золотой тесьмой, впереди по нижнему краю могли повесить нитку с настоящими монетками.
  • Чепкен - своего рода кафтан, который надевался поверх рубашки и плотно облегал тело. Особенности чепкена: наличие подклада, ложные длинные рукава, заканчивающиеся манжетами. Благодаря наличию уникальной детали - чапыг - чепкен выгодно подчеркивал красоту женской фигуры.
  • Архалук - почти то же, что и чепкен, только с подолом внизу. Подол был гофрированным или плиссированным. Архалуки могли быть как облегающими фигуру, так и прямого, свободного кроя с разрезами по бокам. Накладные рукава заканчивались рукавицами. Архалуки делились на праздничные и будничные. Отличались они выбором ткани и количеством орнаментов.
  • Леббаде - стеганый халат с открытым воротом, подвязывающийся на поясе тесьмой. Рукава у леббаде были короткими, а у подола от пояса по бокам имелись разрезы.
  • Эшмек - стеганый кафтан с открытыми грудью и подмышками, внутри обшитый мехом хорька.
  • Кьюрду - стеганая безрукавка из велюра с разрезами по бокам. Особо популярным считался хорасанский кьюрду, который шили из желтой кожи с вышивкой, выполненной золотыми нитками.
  • Бахари - велюровая стеганая одежда с прямыми рукавами до колен.
  • Кьюлече - верхняя одежда с гофрированным подолом до колен и рукавами по локоть.
  • Туманы - шелковые или шерстяные юбки длиной до пола, состоящие из двенадцати кусков ткани. Туманы могли быть гофрированными или плиссированными. В качестве украшения использовались помпоны из золотых или шелковых ниток. Часто носили по 5-6 юбок одновременно.
  • На улицу женщина не могла выйти без чадры, закрывающей ее с головы до ног, и рубенда - ткани, скрывающей лицо.

Аксессуары

Помимо яркой одежды, образ азербайджанки изобиловал множеством деталей. Поверх архалуков женщины носили были золотыми и серебряными, а иногда и кожаными, украшенными монетами или блестящей бляшкой. Использовали и вышивку, и отделку тесьмой и кантами, бисером и монетками, различными цепочками, пуговками, брошками и бляшками. Азербайджанские мастерицы умело пользовались всеми материалами, превращая вещи в настоящие произведения искусства. А вышивание стало отдельным, очень развитым ремеслом.

Украшения

Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец. Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.

Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.

По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.

Головной убор

По головному убору тоже было видно, замужем женщина или нет. Молодые девушки носили маленькие шапочки в виде тюбетейки, а замужние - нет. Головные уборы надевали одновременно несколько штук. Сначала в специальный мешочек прятали волосы, затем надевали шапочку (незамужние), а сверху повязывали келагаи - разноцветные платки. Азербайджанские женщины после свадьбы надевали несколько платков без шапки.

Качество ткани показывало, насколько состоятельная у девушки семья. Повседневная одежда обычно шилась изо льна, шерсти и ситца. А вот наряды были шелковые, парчовые, бархатные.

Обувь

На ноги азербайджанки обували которые также были украшены вышивкой, или сафьянные сапожки. Под обувь носили узорные чулки из хлопка или шерсти (овечьей, верблюжьей) - джорабы. Праздничные джорабы, украшенные орнаментами, даже передавались по наследству из поколения в поколение.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм мужчин Азербайджана менее яркий, но весьма колоритный. Главным атрибутом и символом мужественности считался головной убор. Его нельзя было снимать ни при каких обстоятельствах. Единственной причиной, когда азербайджанец оставался с непокрытой головой - религиозный праздник намаз. Если шапку сбивали насильственным путем в ходе ссоры или драки, это могло послужить началом конфликта для обеих семей, и вызвать вражду на многие годы.

Папаха

Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы. Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.

Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины. У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля. Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.

Башлык

Еще одним популярным видом головного убора был башлык - капюшон на суконной основе с довольно длинными хвостами. Для домашнего использования предназначались маленькие шапочки - арахчыны. При выходе на улице на арахчын надевали папаху.
Для сна использовали тескулах, ведь даже ночью нельзя было оставаться без убора. На различные празднования азербайджанцы надевали шапки из каракуля.

Из чего состоял национальный мужской костюм?

(мужской) состоял из нескольких основных частей:

  • нижняя рубашка,
  • кальсоны,
  • верхняя рубашка,
  • шаровары,
  • архалук;
  • суконная чуха (черкеска).

Азербайджанские мужчины сначала надевали нижнюю рубашку, кальсоны, затем верхнюю рубашку, сверху архалук, а затем чуху. На чухе были нашиты газырницы - гнезда для хранения патронов. В холода сверху носили длинную шубу из овчины.

Верхняя рубашка была белого или синего цвета. Ее шили из сатина или атласа. Застежка была в виде петли или на пуговице. Архалук шили однобортным или двубортным, с воротником-стойкой. У однобортного архалука застежка была на крючках, у двубортного - на пуговицах. Он был сшит по фигуре. Подол архалука украшался оборками, рукава были прямыми, зауженными книзу. В холодную погоду сверху кальсон надевали шаровары из шерсти. Они были довольно широкими для удобства передвижения на конях.

Важным дополнением к национальному костюму Азербайджана был пояс. Шили и кожаные, и серебряные, и шелковые, и парчовые пояса. Они были предназначены для ношения оружия и других необходимых мелких вещиц. Пояс надевали поверх архалука.

Вообще, вид азербайджанца-воина захватывает дух: черкеска, подчеркивающая широкие плечи и узкую талию и бедра, стройные ноги в черных сапогах - все это сочетается в мужественный и благородный образ.

Обувь

В качестве обуви азербайджанские мужчины использовали кожаные башмаки или сапоги. Они были однотонными, без узоров и украшений. Позже популярными стали блестящие резиновые калоши. В качестве домашней обуви использовали сафьяновые чувяки на плоской подошве.

Вместо послесловия

В современной жизни уже редко можно встретить людей в национальных костюмах, но это не значит, что они забыты. Наоборот, модельеры мира используют многие их элементы в своих коллекциях. И это оправданно: в традиционном костюме азербайджанского народа сплелись воедино красота, гармония, эстетика. Это воплощение культурных ценностей, пронесенных сквозь время.

Города Азербайджана славились своими мастерами по возделыванию кожи и изготовления тканей.

Так что же сегодня представляет собой национальный костюм Азербайджана? Это уникальный и самобытный наряд, который пестрит яркими красками и богат расшитыми узорами. Куклы в национальном костюме Азербайджана можно купить в сувенирных лавках страны, на рынках. Фото этих прекрасных изделий вы имеете возможность увидеть в статье.

Национальный костюм женщин

Женский азербайджанский национальный костюм (фото см. в статье) состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней - одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.

Верхняя рубаха

Верхняя рубаха ("уст кейнейи") имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета. Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины. Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание.

Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.

Кафтан чепкен

Так, например, один вид кафтана - чепкен (на азербайджанском языке - cəpkən) - имел ложные длинные рукава, которые струились по бокам и заканчивались нарукавниками. Часто к нарукавникам пришивали пуговицы. Чепкен надевался поверх верхней рубашки и плотно облегал верхнюю часть тела. Основной тканью для пошива чепкенов были тирьма, бархат, а также шелк. Молодые девушки обычно останавливали свой выбор на чепкенах красного, зеленого или синего цвета. Кстати, были виды чепкенов и для мужчин.

Архалук

Следующий вид кафтанов - это араалук (на азербайджанском arxalıq). Архалук, как и чепкен, надевался поверх рубахи, плотно облегал тело. Рукавицы его заканчивались чуть ниже локтя. Архалука имел стоячий воротник. Нижняя часть имела подол в форме плиссированной складки. Различали повседневные и праздничные архалуки. Архалуки для повседневной жизни шились из более дешевой ткани и имели меньше узоров для украшений. Также поверх них носили пояс.

Леббаде и эшмек

Азербайджанский национальный костюм для девочки включал леббаде (азерб. Ləbbadə). Это вид верхней одежды, детали которой обшивались тесьмой и, в отличие от архалука, она имела открытый воротник, а рукава обычно были до локтей. По бокам леббаде имелись разрезы.

Эшмек или кьюрду - женская одежда без воротника и рукавов, по сути жилетки. Основной тканью для их производства считалась тирьма, также они обшивались узорами из шелковых ниток золотого цвета.

Туманы и головные уборы

Также поверх верхних рубашек надевали юбки. В Азербайджане они называются туманами. Самый верхний туман имел различные узоры для украшений, плиссированные складки, и доходил до пола. Только женщины Нахичеванского региона носили более короткие туманы. Помимо верхних юбок, было и несколько нижних туманов, которые придавали объем нижней части наряда.

В Азербайджане имеется огромное количество национальных головных уборов. Платки, чалма, тюбетейки со шлейфом - это еще не весь список. Особое место у верующих людей занимала чадра, которая укрывала женщину с головы до ног. А вот женщины, которые были уже замужем, надевали несколько платков друг на друга.

Украшения

Слабая половина страны огней всегда питала слабость к украшениям и ювелирным изделиям. Красавицы предпочитали крупные серьги и надевали несколько браслетов одновременно, а вот после свадьбы предпочтение стоило отдать скромным сережкам и 2-3 кольцами. Пояс показывал семейный статус женщины. Незамужним девушкам не разрешалось носить его до свадьбы. И первый пояс в своей жизни они получали от родителей в день свадьбы. Кстати, украшения носить тоже разрешалось не всегда. Так, например, после родов в течение 40 дней не разрешалось надевать ювелирные изделия.

Обувь

На ногах же носили собственноручно связанные из овечьей шерсти чулки с национальными узорами (джораббы). Женская обувь была похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Палитра женских национальных костюмов пестрила яркими красками, но самым предпочтительным был все же красный цвет. Считалось, что красный цвет приносит счастье и семейное благополучие. Обычно его выбирали незамужние девушки, а вот после свадьбы требовалось отдать предпочтения более спокойным и темным цветам.

Мужская национальная одежда

Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее - значит потерять честь. Сбить папаху с азербайджанского мужчины - это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали. Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.

В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:

  • Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
  • Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
  • Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
  • Башлык - капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.

Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие - белого.

Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи - белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления - хлопок, всегда с длинными рукавами. Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки. Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.

Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.

Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался. Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма. Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии. Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.

Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды. Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола. Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.

В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.

Национальный костюм в современном мире

На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.

В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.

В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.

По сегодняшний день каждый турист и гость Девичьей башни (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.

Например, в городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по
качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых
и доброкачественных хлопчатобумажных тканей.
В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус,
камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др.

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки
заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались
молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.,
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее
размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды
пользовались в основном махуд - сукном местного производства или привозным, а также
шал -домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась
из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.

Мужчины

Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-
этнографических зонах. Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно
разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю - плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг,
чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда).

Мужской костюм. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую
сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал
к телу. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни - гайыш или серебряные
наборные пояса - кямяр, а старики обматывали талию гуршаг - куском прямоугольной ткани
длиной в 4-6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани - тирмя, шал, парча и т. д.

ШАЛВАР - относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых
суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар
завязывался на туман баги - плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя - вздержку

КЮРК - верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без
застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан
кюркю - шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи
носили япынджы - бурку.

ЧУХА - еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у тали
ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под
чухи виднелся архалыг.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня - гозыри, которые располагались с
обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем,
в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер.

Женщины

Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи),
архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской
- туман (юбка) и чахчур.

Женский костюм. Баку. XIX век

УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой,
длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали
две или три складки

ЧЕПКЕН - широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на
подкладке и плотно облегал фигуру.

ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь,
а на линии талии завязывались тесьмой. Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на
боках имелись чапыг - выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез.
Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей.

Женский костюм. Шуша. XIX век

ЭШМЯК - стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились,
рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата.

БАХАРИ - шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру,
а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер.

КЮЛЯДЖА - верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками
пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен.
Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из
двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к
которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была
самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.

Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр - золотые или серебряные пояса.
Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них
серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень Чадра могла
быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного
производства.

Туман. Гянджа. XIX век

Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман - юбки, доходящей до
щиколотки. Юбка шилась из 10-12 полотен.
Большинство женщин обычно носили по 5-6 юбок сразу.

Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то
есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя - мелкую сборку или
гырчын - складки. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая
самыми дорогими, включая бархат и тирмя.

Архалыг женский. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность
верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к
поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать
в мелкую сборку.
Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.

Кюрдю. Шуша. XIX век

КЮРДЮ - стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы
с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов
обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый
паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся
их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.

Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного
производства бафта (тесьма) - сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или
серебряные кружева).
Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын - золотые или серебряные
нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками,
нашиваемыми на ворот, рукава и подол.

Арахчын. Баку. XIX век

Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз,
газ-газ и орпяк - шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного
производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и
Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын - невысокую шапочку с плоским
донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.

Гянджа. XIX век

В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской,
так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг - башмаки. Женщины чаще
носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь
обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи.

Шябкулах. Шеки. XIX век

Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось
большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые
шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля),
шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын -
тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые
мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк - небольшую стеганую тюбетейку
из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах - колпаки конической формы, стеганые
или вышитые, на подкладке.

Джораб. Баку. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб - вязаные носки. Их вязали из
шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и
женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и
яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей.
Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972

Не пропустите только на этом сайте
посмотреть новый интересный сериал «Миллиарды».
Речь в нем идет о непримиримом соперничестве богатого руководителя одного из крупнейших
хедж-фондов с крупным влиятельным политиком и прокурором. Кто выиграет схватку за власть
и деньги вы узнаете начав смотреть сериал 18 января 2016 года



Похожие публикации