Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение: специфика и порядок назначения. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (дополнительное материальное обеспечение) Право социального обеспечения Дополнительное ежемесячное материальное обеспеч

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Статья 25:

  • 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
  • 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Поэтому статья 22 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Важно отметить, что случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.

Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:

всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально - демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

  • - учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);
  • - категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).

Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные фонды установлены Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. В Фонд социального страхования страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны дотации государства в названные фонды. Для всех этих фондов аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе и в обозримом будущем (малый размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); систематическое нарушение сроков выплаты пенсий и пособий; определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной способности социальных выплат; существование социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.

Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона. В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан.

ДЕМО отдельным категориям граждан назначается после проверки документов ПФР, которые предоставил заявитель. По результату мониторинга выносится решение утвердить льготу или отказать в ней. Если принимается положительное решение, то выплата будет производиться в один день с оплатой пенсии.

О понятии

ДЕМО в размере 1000 рублей получают:

  • Ветераны, инвалиды и участники ВОВ;
  • несовершеннолетние, находившиеся в плену у фашистов.

500 рублей выплачивают:

  • блокадникам;
  • служащим запаса во время войны;
  • совершеннолетним узникам концлагерей;
  • вдовам военнослужащих, павших на поле боя в ВОВ, японской и финляндской войн;
  • женам инвалидов ВОВ, скончавшихся позже.

Граждане, которые отмечены знаками особых заслуг перед государством, получают финансовую помощь, напрямую зависящую от размера пенсии:

  1. Герои, награжденные орденами «Славы», «Первозванного», «За заслуги перед отечеством» 1 степени – 415% от , которая на 2019 год составляет 4959,85 руб .
  2. Награжденные «За заслуги перед отечеством» от 2 до 4 степени и лауреаты Госпремий – 330% .
  3. Чемпионы получают – 250% . В ситуации, если человек имеет право на несколько выплат ДЕМО одновременно, то ему назначают одну выплату, но в самом большом размере.

Условия и порядок назначения

Чтобы ДЕМО было назначено, нужно выполнить следующие действия:

  1. Убедиться, что есть право на пособие.
  2. Собрать документы в соответствии с .
  3. Обратится в филиал ПФР по месту регистрации, написать заявление на получение льготной помощи и подать специалисту вместе с .
  4. Если ПФ признает документацию подлинной, то вам будет начислено ДЕМО и выплачено со следующей пенсией за весь период с момента возникновения льготы. Решение выносится на 10 день .
  5. Если принято отрицательное решение, то сотрудники ПФ обязаны уведомить гражданина об отказе в течение 5 рабочих дней и вернуть документы с объяснением причины отказа.

Документы для оформления

Для обращения в территориальный филиал ПФ нужно иметь при себе документы:

  • паспорт заявителя;
  • справки, свидетельства и извещения, подтверждающие право на финансовую помощь.

На ДЕМО имеет право любой гражданин РФ, относящийся к соответствующей категории граждан, даже если он на данный момент не проживает на территории России. Для получения льготы нужно обратиться в ПФР с вышеперечисленной документацией, но помимо этого приложить справку о подтверждении гражданства.

Заявление

Особенности пенсионного обеспечения прокуроров, следователей, сотрудников таможенных органов (по сравнению с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел) отражены в подзаконных актах. Эти акты развивают и конкретизируют положения Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих с учетом специфики деятельности прокуроров и следователей, учитываемой при назначении пенсии .

Наиболее важные отличительные особенности в пенсионном обеспечении указанных лиц связаны с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок исчисления выслуги лет и правила назначения данной пенсии утверждаются Правительством РФ .

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование ;
  2. они были уволены со службы не ранее 2002 г.;
  3. они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета .

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц.

Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

Периоды службы, учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет, с учетом которой назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание.

Назначение досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

В Законе о занятости населения содержатся очень важные положения, которые устанавливают дополнительное основание для назначения досрочной пенсии, назначаемой ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о трудовых пенсиях.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена только при одновременном соблюдении целого ряда условий (табл. 7.1). Эти условия касаются статуса гражданина, его возраста, наличия общего и специального страхового стажа, причины увольнения с последнего места работы. Пенсия назначается не ранее чем за два года до наступления возраста, при котором трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях либо досрочно в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Таблица 7.1. Условия назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

Размер пенсии, назначаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета, поэтому данная пенсия, являясь по сути государственной, содержит элементы, характерные для трудовой (страховой) пенсии.

Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, ушедшего в отставку

Особым видом обеспечения, который по своему целевому назначению аналогичен пенсии, является ежемесячное пожизненное содержание судьи . Данный вид выплаты предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » и Законом о статусе судей.

Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) либо пенсия на общих основаниях, либо ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться при соблюдении одного или нескольких условий (табл. 7.2). Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;
  2. либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;
  3. либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет работы судьей.

Таблица 7.2. Условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

  1. на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ , должности государственной службы , муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);
  2. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  3. в качестве адвоката или нотариуса.

Ежемесячное пожизненное содержание устанавливается в полном размере либо пропорционально к полному размеру в зависимости от условий его предоставления.

Указанный полный размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен с учетом следующих оснований:

  1. за стаж работы в должности судьи, превышающий 20 лет;
  2. ученую степень (ученое звание);
  3. почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

При наличии данных оснований размер повышения определяется в порядке, указанном в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Основание повышения ежемесячного пожизненного содержания

Выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Страховые и государственные доплаты к пенсиям

Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего (рамочного) закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон о дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется в форме установления ежемесячной доплаты к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых работодателями целевым назначением - на выплату этой доплаты. Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Дополнительные взносы уплачиваются соответствующими работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования . Размер дополнительного тарифа зависит от категории граждан, которым устанавливается доплата (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Дополнительный тариф страховых взносов, за счет которых устанавливается страховая доплата к пенсии

Такая доплата предусмотрена Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » и устанавливается к пенсии, назначенной по Закону о трудовых пенсиях или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) от одного года до трех лет - 55 %, свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) действующего созыва.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ , должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы .

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Закон о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги. Такое обеспечение устанавливается в дополнение к назначенной пенсии или ежемесячному пожизненному содержанию и имеет свои особенности.

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства . Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям:

  1. получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье ;
  2. имеют предусмотренные Законом о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги.

В указанном Законе перечислены следующие государственные награды и почетные звания, представленные в табл. 7.6.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся:

  • пенсия за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы;
  • доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ и актам ;
  • оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам , назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено (табл. 7.7). Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415, 330 или 250 % социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415 % социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330 % - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250 % - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

Таблица 7.7. Размер дополнительного материального обеспечения

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета. При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 января 2010 г. размер социальной пенсии составлял 2562 руб. в месяц. С 1 апреля 2012 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Особый порядок выплаты дополнительного материального обеспечения заключается в том, что оно не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера).

Порядок и сроки назначения пенсий

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется законами и иными нормативными правовыми актами . В законодательстве предусматриваются некоторые различия при назначении и выплате отдельных видов пенсий. Но в целом порядок, установленный для назначения и выплаты трудовых пенсий, дает общее представление по данному вопросу относительно сроков , процедуры, требуемых документов и т. п. В связи с этим указанные вопросы рассматриваются преимущественно на примере Закона о трудовых пенсиях.

Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Такое обращение может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Назначение производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания.

Пенсия может назначаться:

  • со дня обращения за пенсией;
  • ранее дня обращения за пенсией;
  • со дня наступления предусмотренных законодательством обстоятельств (без обращения гражданина).

Во всех указанных случаях пенсия назначается не ранее возникновения права на нее.

По общему правилу днем обращения за пенсией считается:

  • либо день приема органом пенсионного обеспечения заявления;
  • либо дата на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, если оно пересылается по почте;
  • либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Во всех случаях вместе с заявлением должны быть представлены необходимые документы. Необходимые для назначения трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы или сведения не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления . Заявитель может представить необходимые для назначения трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган пенсионного обеспечения дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, то днем обращения считается одна из указанных дат (т. е. либо дата приема заявления, либо дата отправления заявления о назначении пенсии, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей).

Ранее дня обращения пенсия назначается в случаях, представленных в табл. 7.8.

Таблица 7.8. Случаи назначения пенсии ранее дня обращения за ней

Без обращения гражданина назначается, например, пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, если он достиг общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и имеет не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по старости назначается со дня достижения указанного возраста на основании данных, имеющихся у органа пенсионного обеспечения, без истребования от гражданина заявления. Орган пенсионного обеспечения в течение десяти дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу извещает его о назначении ему этой пенсии.

Пенсия (в зависимости от ее вида) может назначаться на определенный срок либо бессрочно (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Срок, на который устанавливается пенсия

Поскольку по общему правилу гражданин имеет право получать одну пенсию, то при возникновении оснований, дающих право на получение разных видов пенсий, он может выбрать любую из них и перейти с одной пенсии на другую. Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле).

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, ее назначения, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой рассматривается не позднее десяти дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган пенсионного обеспечения не позднее пяти дней после вынесения решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа, порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Перерасчет, индексация, корректировка размеров пенсий

Перерасчет размера пенсии

Таким образом, корректировка осуществляется в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее.

Пенсионер может отказаться от корректировки размера трудовой пенсии по письменному заявлению.

Индексация размеров пенсий

Индексация является механизмом адаптации размеров пенсий с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен.

Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный Законом о трудовых пенсиях, рост цен составил не менее 6 %. Таким образом, проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста (т. е. от того, достигает ли рост цен ключевого параметра - 6 % в течение этого периода) (табл. 7.11).

При меньшем чем 6 % росте цен за установленный период сроки проведения индексации увеличиваются.

Таблица 7.11. Сроки индексации размеров пенсий

Коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Кроме роста цен применяется еще один критерий, который учитывается для проведения индексации - индекс роста средней заработной платы в Российской Федерации. Если годовой индекс роста средней заработной платы превышает суммарный коэффициент проведенной индексации, то с 1 апреля следующего года пенсии дополнительно увеличиваются (поскольку при увеличении заработной платы объем уплачиваемых страховых взносов тоже увеличивается). Однако в этом случае учитывается не только годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, но и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

выплата пенсий. ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Порядок выплаты пенсий

Ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

Работодатели, кроме того, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования .

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий работодатель и пенсионер возмещают органу пенсионного обеспечения причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Возмещение органу пенсионного обеспечения работодателем и пенсионером причиненного ущерба предусмотрено и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них законодательством обязанностей, если это повлекло выплату излишних сумм пенсий.

В случае выплаты излишних сумм пенсий эти суммы удерживаются из размера назначенной пенсии при очередной ее выплате (т. е. производятся удержания из пенсии).

Удержания из пенсий производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов пенсионного обеспечения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;
  3. решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера назначенной пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях - не более 70 % размера пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % размера пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий, которые удерживались на основании решений органов пенсионного обеспечения, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (дополнительное материальное обеспечение) Право социального обеспечения

2 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется путем: 1) расширения сферы действия основных пенсионных законов 2) предоставления материального обеспечения вместо пенсии 3) установления страховых и государственных доплат к пенсиям 4) установления дополнительного материального обеспечения

3 3. Расширение сферы действия основных пенсионных законов Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

4 Расширение сферы действия предусматривает распространение на более широкий круг лиц пенсионных законов: 1) Закона РФ от г «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 2) Федерального закона от ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

5 Расширение сферы действия Закона РФ от г предусмотрено: 1) ФЗ от г «О прокуратуре Российской Федерации» 2) ФЗ от г. 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» 3) ФЗ от г. 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»

6 Пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников, членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ»)

7 Пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство, устанавливающее пенсионное обеспечение военнослужащих (ст. 44, 49 ФЗ «О прокуратуре РФ»)

8 Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (ст. 35 ФЗ «О Следственном комитете РФ»)

9 Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (ст. 50 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»)

10 Расширение сферы действия Закона о трудовых пенсиях предусмотрено: 1) Законом РФ от г «О занятости населения в РФ» 2) ФЗ от г 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»

11 По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам с их согласия при определенных условиях может назначаться пенсия

12 Критерии Статус Возраст Стаж Условия гражданин должен быть признан безработным не более чем на 2 года ниже возраста, установленного для назначения трудовой пенсии по старости 1) наличие общего страхового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин 2) наличие специального страхового стажа, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

13 Критерии Причина увольнения с работы Инициатива назначения пенсии Условия 1) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем 2) в связи с сокращением численности или штата работников организации, у индивидуального предпринимателя по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан

14 Размер пенсии, назначаемой безработным гражданам, определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях Выплата указанной пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета

15 При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Закона о трудовых пенсиях, выплата пенсии безработным гражданам прекращается После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается

16 16. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан по Закону 126-ФЗ

17 Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности) в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях

18 Пенсионные права граждан РФ, приобретенные в период военной и иной службы, преобразуются в расчетный пенсионный капитал, если: 1) на них не распространялось в период службы обязательное пенсионное страхование 2) они уволены со службы не ранее 2002 года 3) они не приобрели право на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) за счет федерального бюджета

19 Нетрудоспособным членам семей граждан из числа судей, в том числе пребывавших в отставке, погибших (умерших) вследствие причин, не связанных с их служебной деятельностью, устанавливается трудовая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о трудовых пенсиях

20 Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ В этом случае указанные лица приобретают статус застрахованных лиц

21 Величина средств федерального бюджета, включаемых в расчетный пенсионный капитал и зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется путем умножения стоимости страхового года (на день назначения пенсии) на продолжительность периодов службы (работы), имевшей место не ранее 1 января 2002 г. Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством РФ

22 Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении гражданам из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам семей судей трудовой пенсии по случаю потери кормильца

23 23. Предоставление другого вида материального обеспечения (ежемесячное пожизненное содержание) Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

24 Предоставление вместо пенсии другого вида материального обеспечения предусмотрено: 1) Федеральным конституционным законом от г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ст. 19) 2) Законом РФ от г «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 15, 19)

25 Стаж работы в должности судьи Стаж работы в области юриспруденции муж. Возраст (лет) жен. Размер ежемесячного пожизненного содержания (в % к ежемесячному денежному вознаграждению) 20 лет % (полный размер) Менее 20 лет Не менее 10 лет пропорционально количеству лет, отработанных в должности судьи Не менее 25 лет %

26 В стаж работы в области юриспруденции для назначения ежемесячного пожизненного содержания кроме времени работы на должности судьи, включается время работы: 1) на должностях, требующих высшего юридического образования 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвоката, нотариуса

27 Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается на 1 % указанного содержания за каждый год стажа свыше 20 лет, но всего не более 85% ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи

28 28. Страховые и государственные доплаты к пенсиям Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

29 Установление доплат к пенсиям за счет дополнительно уплачиваемых взносов предусмотрено двумя федеральными законами: 1) от г. 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» 2) от г. 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»

30 Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер Их цель - повышение уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан

31 Отдельным самостоятельным видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от г. 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

32 Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям: получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание имеют предусмотренные Законом 21-ФЗ государственные награды или почетные звания Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства

33 Категории граждан 1. Граждане, удостоенные звания Героя 2. Лауреаты премий Государственные награды и почетные звания Герой Советского Союза Герой Российской Федерации Герой Социалистического Труда Ленинская премия Государственные премии СССР Государственные премии Российской Федерации (РСФСР) 3. Чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр

34 Категории граждан 4. Граждане, награжденные одним или несколькими орденами Государственные награды и почетные звания 1) орден Святого апостола Андрея Первозванного 2) орден Ленина 3) орден «За заслуги перед Отечеством» 1 степени, либо 2 степени, либо 3 и 4 степеней 4) орден Славы трех степеней 5) орден Трудовой Славы трех степеней 6) орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней

35 Категории граждан (Герои, лауреаты, чемпионы) Герои: Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда Лауреаты: Ленинской премии, Государственных премий СССР, РФ (РСФСР) Чемпионы: Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр Размер доп. материального обеспечения 415% социальной пенсии 330% социальной пенсии 250% социальной пенсии

36 Лица, награжденные орденами 1) граждане, награжденные орденом: - Святого апостола Андрея Первозванного; - Славы трех степеней; - «За заслуги перед Отечеством» 1 степени 2) граждане, награжденные орденом: - Ленина - «За заслуги перед Отечеством» 2 степени - «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степеней 3) граждане, награжденные орденом: - Трудовой Славы трех степеней; - «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней Размер доп. материального обеспечения 415% социальной пенсии 330% социальной пенсии 250% социальной пенсии

37 Если лица, удостоенные указанных почетных званий и наград, одновременно имеют право на получение дополнительного материального обеспечения и одной из следующих выплат: 1) пенсия за выслугу лет 2) доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ 3) оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента РАН и отраслевых академий они вправе выбрать ежемесячную доплату к пенсии или одну из указанных выплат

38 Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой пенсии или пожизненного содержания судьи Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера)


Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей, сотрудников таможенной службы и других категорий граждан, не подлежавших обязательному

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей, сотрудников таможенной службы (1-7) 2. Пенсии гражданам, признанным безработными (8-11)

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ Право социального обеспечения 1. Понятие пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (1-10) 2. Пенсия за выслугу лет военнослужащих

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ Право социального обеспечения 1. Понятие пенсии за выслугу лет 2. Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащих и

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ Право социального обеспечения 1. Понятие пенсии за выслугу лет (1-2) 2. Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (3-10) 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащих

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ Право социального обеспечения 1. Понятие пенсии за выслугу лет (1-2) 2. Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (3-9) 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащих

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ Право социального обеспечения 1. Понятие пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (слайды 1-10) 2. Пенсия за выслугу лет военнослужащих

11 ноября 2002 года N 118/2002-ОЗ Принят решением Московской областной Думы от 23 октября 2002 г. N 13/34 ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ

Право социального обеспечения Пенсии за выслугу лет назначаются на основании двух законов: 1) ФЗ от 15.12.2001 г. 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 2) Закона РФ от 12.02.1993 г. 4468-1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие и виды пенсий (слайды 1-7) 2. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми и государственными пенсиями

Законы по вопросам социального обеспечения (с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.) 1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской 2. Закон РСФСР от 26 апреля

21 июля 2014 года N 216-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов

Лекция 6. Виды выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, условия их назначения 6.1. Виды страхового обеспечения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации по системе обязательного

Ю.Б. Корсаненкова ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года 112-РЗ «О ежемесячной денежной

Www.artiks.ru +7 495 721-35-88 РАСЧЕТ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ Страховая пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при следующих условиях: - достижение возраста 60

Дело 3-47/2009 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Юдина А.В. при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Р Е Ш Е Н И Е 07 декабря 2016 года 102/17 Об утверждении Положения «О пенсионном обеспечении муниципальных

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ БОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ от 18 октября 2016 г. _46 г. Бобров О внесении изменений в Положение о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности

ПЕНС ФОНДЫ и ОННЫЕ инвестиции ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22 декабря 2005 года 174 ФЗ О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 г. Принят Государственной Думой 9 декабря 2005 года Одобрен Советом

1990 год принятие первого российского пенсионного закона «О государственных пенсиях в РФ» 2002 год первый этап реформирования 2010 год второй этап реформирования С 2002 года сформировалась новая пенсионная

ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края 22 декабря 2004 года Настоящий Закон

Инвалидом признается лицо, у которого в связи со стойким нарушением здоровья наступает ограничение жизнедеятельности (Полное определение понятия инвалида дано в ст. 1 Федерального закона «О социальной

Министру социального развития и семейной политики Краснодарского края Е.С.Ильченко Заключение по результатам экспертизы проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О проекте

В учебнике рассмотрены основные вопросы курса «Право социального обеспечения»: понятие, функции и система социального обеспечения; право социального обеспечения как отрасль права и ее источники; пенсионная

Право социального обеспечения 1. Понятие трудового стажа и его виды (1-3) 2. Общий и специальный трудовой стаж (4-8) 3. Общий и специальный страховой стаж (9-22) 4. Исчисление и подтверждение трудового

Пенсии по старости Право социального обеспечения 2. Институт пенсионного обеспечения Комплексный институт Включает несколько подинститутов Одним из них является подинститут пенсий по старости 3. Правовая

12 февраля 1993 года N 4468-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ

Право на первоочередное (внеочередное) предоставление места в муниципальную общеобразовательную организацию устанавливается в соответствии с федеральным законодательством. При приеме на свободные места

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (часть 1) Понятие пенсии по старости и условия ее назначения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по старости 2. Страховые пенсии по старости на общих основаниях 3. Досрочные страховые

ÐÎÑÑÈÉÑÊÀß ÔÅÄÅÐÀÖÈß ÇÀÊÎÍ Ñàðàòîâñêîé îáëàñòè О доплате к пенсии лицам, Статья 1. Установить ежемесячную доплату к пенсии, назначенной на основании Федерального закона «О страховых пенсиях», Закона Российской

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Право социального обеспечения» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

Оположениях федеральных законов от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 424-ФЗ «О накопительной пенсии» Федеральный закон от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступает в силу 1 января 2015 года

ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ 1. Понятие инвалидности, порядок ее установления и группы инвалидности 2. Страховая пенсия по инвалидности 3. Государственные пенсии по инвалидности 1. Понятие инвалидности, порядок

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 4 августа 2015 г. 790 МОСКВА О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Основные условия ее назначения (1-7) 2. Страховая пенсия по случаю потери кормильца и ее размер (8-14)

(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации) ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ) 1 (фамилия имя отчество (при наличии) страховой номер индивидуального

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Основные условия ее назначения (1-8) 2. Страховая пенсия по случаю потери кормильца (9-15) 3. Фиксированная

8 ноября 2011 года N 309-ФЗ Статья 1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (часть 1) Понятие пенсии по старости и условия ее назначения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по старости. Страховые пенсии по старости на общих основаниях (слайды 1-7) 2. Досрочные

Российская Федерация Федеральный закон от 08 ноября 2011 года 309-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных

Валоризация: новый способ увеличения размера пенсии? Важнейшим из заработавших с 2010 г. механизмов, призванных увеличить размер пенсий, уже сегодня выплачиваемых гражданам пенсионного возраста, можно

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Основные условия ее назначения 2. Страховая пенсия по случаю потери кормильца 3. Государственные пенсии

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (часть 1) Понятие пенсии по старости и условия ее назначения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по старости. Страховые пенсии по старости на общих основаниях (1-9) 2. Досрочные

(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации) ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ) 1. (фамилия имя отчество (при наличии) страховой номер индивидуального

Ежемесячные компенсационные ы к пенсиям отдельных категорий граждан, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве (независимо от фа работы) За назначением заявитель обращается: - в любой Многофункциональный

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (часть 1) Понятие пенсии по старости и условия ее назначения (Право социального обеспечения) Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по старости (1-2) 2. Страховая пенсия по старости

ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ СОЧИ РЕШЕНИЕ от 12 апреля 2005 г. N 128 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ СОЧИ ОТ 29 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА N 23 (В РЕД. РЕШЕНИЯ ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ СОЧИ ОТ 03.02.2004

Красноярский край Казачинский район Курбатовский сельский Совет депутатов РЕШЕНИЕ 30.04.2013 с. Курбатово 37-5 Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему права

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО НЕКРАСОВКА» Хабаровского муниципального района Хабаровского края 05.07.2012 212-48 с. Некрасовка РЕШЕНИЕ О проекте изменений и дополнений в Устав сельского поселения

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИКЕЛЬ ПЕЧЕНГСКОГО РАЙОНА РЕШЕНИЕ ПРОЕКТ от октября 2013 г. п. Никель Об утверждении Порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ 1. Понятие накопительной пенсии и условия ее назначения (1-4) 2. Размер накопительной пенсии (5-10) 3. Выплата накопительной пенсии (11) 4. Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений

Извлечение из Правил приема в Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» на 2015/2016 учебный год о Предоставлении поступающим особых

Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О трудовых пенсиях в Российской Федерации *О) (с изменениями на 3 декабря 2012 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 25 июля 2002 года

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Основные условия ее назначения (1-7) 2. Страховая пенсия по случаю потери кормильца (8-10) 3. Размер страховой

Коды бюджетной классификации, действующие с 01.01.2016 09.10.2015 Наименование КБК КБК Администратор платежей ФНС 182 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР (до 01.01.2001 г.) 182 1 09 08020 06 1000

Переходная таблица по кодам классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяемым с 1 января 2013 года Классификация доходов бюджетов, применяемая в 2012 году (приказ Классификация

Ежемесячные компенсационные ы к пенсиям отдельных категорий граждан, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве (независимо от фа работы) За назначением указанных заявитель обращается в отдел

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ПЕРВОМАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Р Е Ш Е Н И Е 24.08.2018г. 129 Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности)

"О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) www.consultant.ru 30 апреля 2008

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым Принят Государственным Советом Республики Крым 22 июня 2016 года Настоящий Закон в соответствии

Общее понятие стажа Стаж это продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия Сущность и значение стажа В понятии

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКОЕ» ДЕПУТАТ КЕНЕШ МУНИЦИПАЛ КЫЛДЫТЭТЛЭН «ДЭРИ» Р Е Ш Е Н И Е 26.10. 2011 года 158 Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих

1 декабря 2007 года N 316-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2005 ГОД Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года Одобрен Советом

Особые права при приеме на обучение по программе специалитета, имеющей государственную аккредитацию 3.1. Право на прием в Академию без вступительных испытаний имеют: а) победители и призеры заключительного

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры трудового права 6 сентября 2016 г. Протокол 1. В.А. Абалдуев УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Понятие, предмет

Дума ЗАТО Звёздный РЕШЕНИЕ 18.09.2012 58 Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в системе муниципальной службы ЗАТО Звёздный В соответствии

III. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата 29. Право на прием без вступительных испытаний имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) назначается пенсионерам — гражданам РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, а также в некоторых других случаях. Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (п. 2 ст. 1 Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ).

Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на получение ДЕМО

Право на ДЕМО к пенсии возникает, в частности, у следующих категорий граждан РФ:

1) имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ (п. 2 ст. 1 Закона N 21-ФЗ):

  • Героев Советского Союза или РФ, или Соцтруда, Героев Труда РФ, граждан, награжденных орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, граждан, награжденных орденом «За заслуги перед Отечеством» I — IV степеней;
  • награжденных орденом Ленина, лауреаты Ленинской премии, лауреатов госпремий СССР и лауреаты госпремий РФ (РСФСР);
  • награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, чемпионов Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр.

Кроме того, ДЕМО может быть установлено Президентом РФ иным гражданам РФ, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники (п. 5 ст. 1 Закона N 21-ФЗ);

2) в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. (Указ Президента РФ от 30.03.2005 N 363):

  • инвалидов ВОВ, участников ВОВ, бывших совершеннолетних и несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и т.п.;
  • военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период 22.06.1941 — 03.09.1945 не менее шести месяцев;
  • военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией;
  • вдов умерших инвалидов ВОВ;
  • лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

3) признанных инвалидами вследствие военной травмы, за исключением лиц, которым ДЕМО выплачивается в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941 — 1945 гг. (Указ Президента РФ от 01.08.2005 N 887).

В данном материале рассматривается порядок получения ДЕМО только указанными категориями граждан. Вместе с тем приведенный перечень не охватывает все категории лиц, имеющих право на ДЕМО, в частности бывших членов Совета Федерации РФ, депутатов Госдумы, работников организаций в области ядерного оружейного комплекса РФ (ч. 2 ст. 29 Закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ; п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

Для обращения за ДЕМО вам понадобятся следующие документы (п. п. 1 , Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 390; п. п. 2 — Перечня, утв. Постановлением Минтруда России от 06.08.2002 N 53; Правила , утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2005 N 273; Постановление Правительства РФ от 24.08.2005 N 536; п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 28.06.2017 N 520н):

  • заявление о назначении ДЕМО;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, а также его представителя, если заявление подается представителем;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя;
  • документы, подтверждающие право на назначение ДЕМО (в том числе книжка и грамота к соответствующей государственной награде, диплом лауреата, удостоверение к государственной награде РФ или орденская книжка, либо — при их отсутствии, — справка архивного учреждения, справка МСЭ или ВТЭК — для инвалидов вследствие военной травмы; извещение о гибели супруга, свидетельство о браке — для вдов военнослужащих и инвалидов ВОВ).

Шаг 3. Представьте документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение

Такими органами (в зависимости от категории пенсионера) являются, в частности, ПФР, Минобороны России, МВД России, ФСБ России (ст. 11 Закона от 12.02.1993 N 4468-1; п. 8 Правил N 273).

Гражданам, получающим две пенсии по линии различных органов, ДЕМО в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941 — 1945 гг., а также инвалидам вследствие военной травмы назначается при условии документального подтверждения того, что выплата указанного обеспечения не производится другим органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (п. 9 Правил N 273).

Шаг 4. Дождитесь решения о назначении ДЕМО

По заявлению, представленному в ПФР, решение принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов. В случае отказа ПФР в удовлетворении заявления гражданин в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения получит извещение с указанием причины отказа и порядка обжалования решения (п. п. 12 , Административного регламента).

ДЕМО гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня назначения соответствующей пенсии и выплачивается одновременно с ней (



Похожие публикации