Новая коллекция зайцева. Прощальный показ Вячеслава Зайцева. Русские мотивы. Особенности модных коллекций Зайцева

За время своей деятельности Вячеслав Зайцев заслужил репутацию одного из самых талантливых, трудолюбивых и многогранных отечественных кутюрье, что позволило ему завоевать признание не только в нашей стране, но и по всему миру. Модный дом, возглавляемый дизайнером, включает в себя экспериментальный цех, в котором создаются эксклюзивные и уникальные предметы гардероба, ателье, где каждая девушка может заказать себе как комфортный повседневный наряд, так и роскошное свадебное платье, а также бутик с женскими и мужскими коллекциями, головными уборами и украшениями. Кроме того, под руководством модельера функционирует Лаборатория Моды — единственное в нашей стране учебное заведение, действующее при Доме моды.

Творческий путь Вячеслава Зайцева

Свой непростой и тернистый творческий путь Вячеслав Зайцев начал в 1962 году, став художественным руководителем экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин. Первая коллекция тогда еще никому не известного кутюрье не осталась незамеченной в мире моды. Спецодежда для работниц села состояла из ярких телогреек всевозможных оттенков, пестрых юбок и валенок, которые Зайцев собственноручно разрисовал гуашью, – к таким эпатажным и смелым нарядам советское общество не было готово. Несмотря на то что коллекция не была принята, благодаря зарубежным СМИ имя российского дизайнера стало известно всему миру – именно в этот период французские журналисты прозвали дизайнера «Красным Диором».

С тех самых пор Вячеслав Зайцев стал ключевым лицом отечественной моды. В 1982 году великому кутюрье удалось получить разрешение от властей на открытие собственного Дома моды. Зайцев стал первым отечественным дизайнером, одежда которого была дополнена именным лейблом. Кроме того, талантливый модельер впервые в нашей стране в тандеме с фирмой L’Oreal выпустил собственный парфюм Maroussia, который получил широкое распространение не только в России, но и во всем мире.

В 1988 году дизайнер продемонстрировал в столице мировой моды свою коллекцию «Русские сезоны в Париже», что стало очередным поворотным событием в творческой жизни кутюрье. В ближайшее время Зайцев возглавил Московский Дом моды, получил Золотую медаль Парижа и стал почетным гражданином этого города, на фестивале «Лучшие пять модельеров мира» в Японии был назван победителем, и, кроме того, завоевал множество наград на родине. Примечательно, что, несмотря на признание заслуг дизайнера в России и за рубежом, в отношении Зайцева на протяжении нескольких лет действовал запрет на выезд за пределы страны. Вплоть до 1986 года все коллекции дизайнера за рубежом демонстрировались без участия создателя.

Особенности модных коллекций Зайцева

На протяжении своего творческого пути Вячеслав Зайцев остается верен классическим русским традициям. Естественные формы, изящный силуэт, четкая линия плеча, гармоничная вышивка, невесомое кружево, элегантные шляпы с большими полями, массивные украшения, женственная обувь на высоком каблуке – каждый предмет гардероба, созданный кутюрье, символизирует красоту и грацию русской девушки. Примером тому могут послужить как дебютные, так и последние работы дизайнера. Так, на Неделе моды в Москве сезона весна-лето 2013 Зайцев представил коллекцию «Ностальгия», приуроченную к 50-летию своей творческой деятельности. Модели продемонстрировали сдержанные брючные костюмы и платья из 60-х, яркие принтованные наряды в духе 70-х и комплекты кричащих оттенков из 90-х.

Работая над коллекцией следующего сезона, Зайцев снова обратился к прошедшим модных эпохам. Шерстяные пальто и брючные костюмы в стиле 90-х, наряды в этническом стиле из индийских тканей, легкие платья из атласа и театральные модели с корсетами – в очередной раз дизайнеру удалось соединить воедино сдержанный минимализм и яркую помпезность.

В следующем году дизайнер полностью посвятил свою работу 90-м. В коллекции «Импровизация. 90-е…» были представлены комплекты из жакета, юбки и пальто, классические брючные костюмы в деловом стиле, лаконичные платья и более эффектные вечерние модели в пол из стеганых тканей.

Безграничный талант и приверженность свои идеям и ценностям позволяют Вячеславу Зайцеву более 50 лет оставаться одной из самых значимых и влиятельных фигур в истории отечественной моды.

Модельер должен быть универсальным. Создавать образы только для миллионеров – скукотища, да и дело не такое уж и хитрое. Поначалу работаешь на репутацию, а потом уже репутация работает на тебя. А вот каждый смог бы одновременно со штурмом мировых подиумов не забывать и о родной стране, о сравнительно простом народе? Вячеслав Зайцев уверен, что «красота невозможна без красоты души» и стильно одевает как бомонд, так и милиционеров, спортсменов и даже школьников.

Путь к успеху

Говорят, что большинство черт характера передается генетически, по наследству. Что касается Вячеслава, проверить эту теорию мы не сможем. Не так уж и много он знает о своих корнях. Шутит даже, что внучке не может рассказать о том, кем были ее бабушки-дедушки. Говорит, мол, и снимки-дневники-письма не сохранились, сгорели или испортились под влиянием времени. Известно только одно – родители Славы, Михаил Яковлевич и Мария Ивановна Зайцевы, дали жизнь настоящему таланту. Сколько наград, сколько коллекций, которые покоряли сердца модников и модниц во всем мире! Даже если в понимании современной моды вам со Славой Зайцевым не по пути, как известную личность в фэшн-мире его рассматривать однозначно стоит.

Короткая биография Вячеслава Зайцева:

2. Учился в Ивановской средней школе №22, затем поступил в Ивановский химико-технологический техникум на специальность «художник текстильного рисунка». Учеба давалась ему легко, закончил ее с отличием. Московский текстильный институт в 1962 году также не стал преградой на пути к вершинам. Еще один диплом с отличием, только теперь уже по специальности «художник-модельер».

3. Март 1962 года – начал работать художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин.

4. 1962-1965 года – молодой Вячеслав Зайцев работает художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (Москва). Он создает модную женскую одежду для торговых сетей Москвы и регионов.

5. В 1965 году впервые представляет за границей коллекцию «Русская серия», которую в родной стране не приняли, а вот зарубежные ценители модных новинок ее очень даже похвалили. В журнале «Пари Матч» спецодежда для работниц получила хвалебные отзывы. Его ситцевые цветастые телогрейки с интересным декором привернули к себе внимание общественности. Статья «Он диктует моду Москве» стала первой звездочкой на небосклоне его успеха.

6. Готовит выставки для показов в Америке, Японии, Италии, Франции, Югославии.

7. После первого шага к популярности Вячеслав Зайцев встречается с Пьером Карденом, Ги Лярошем и Марком Боаном из «Christian Dior».

8. С 1969 года начинает работать театральным художником, создавая безумно интересные костюмы для сценических постановок. В его модели одевались Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Тамара Синявская, Филипп Киркоров, участники группы «Машина времени» и «На-на».

9. В 1972 году получает должность заместителя руководителя Общесоюзного Дома моделей одежды, а уже в 1978 уходит читать лекции на кафедре моделирования в Московском технологическом институте.

10. 1980 год – создает спортивные костюмы для сборной, которая участвует в Олимпиаде. В то же время выходят две его книги: «Этот многоликий мир моды» и «Такая изменчивая мода». В этом же году вместе с Пьером Карденом берет участие в Международном симпозиуме в Софии.

11. 1982 год – Вячеслав Зайцев создает Театр моды, готовит коллекции спортивных костюмов для выступов на чемпионате по фигурному катанию.

12. 1988 год – становится директором Московского Дома моды.

13. 1997 год – возглавляет «Лабораторию моды» при Московском Доме моды.

14. С 2007 года – член Российской академии художеств.

15. 2007-2009 года – ведущий программы «Модный приговор».

Как видно из биографии, известный модельер никогда не сидел на месте. За ним числится больше двадцати наград, он не только создает коллекции одежды (а в архиве их насчитывается около сорока), пропагандируя русский стиль, но и творит в других областях – занимается живописью, снимается в качестве телеведущего, пишет книги. Всесторонне развитая личность, полна амбиций, по-другому и не скажешь. Хотя бы в этом с него стоит брать пример. Когда-то еще в советские времена его назвали «красным Диором», сегодня же уже называют «динозавром моды», заслуженным деятелем и мэтром.

В чем феномен Вячеслава Зайцева? Он умело использовал времена, когда мода стала самостоятельным видом искусства, и первым в советских странах представил показ одежды в качестве театрализованного действия. Модели демонстрировались по заранее придуманному сценарию, который разворачивался как драма или как забавная пародия. Он создал некий синтетический жанр, который до этого не существовал. Драматургия, режиссура, актерская игра, специально подобранная музыка – все это органически вплеталось в показ коллекции. На тот момент это было настоящим креативом, диковинкой, отличительной особенностью, изюминкой творчества Вячеслава Зайцева.

Сегодня продолжает создавать коллекции и учить студентов в «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева». Именно здесь рождаются таланты и начинается блестящая карьера молодых дизайнеров. В Доме моды Зайцева можно не только купить готовую одежду из коллекций, но и заказать что-то для себя лично, на свой вкус. Не подошел размер – переделают, хочется консультацию от мэтра – любой каприз за ваши деньги. Здесь исполняют модные желания!

Запомнился Вячеслав Зайцев не только своими коллекциями в русском стиле, но и разработкой формы для сотрудников милиции в 1991 году (за работы над которой он получил лишь звание «Заслуженный деятель искусств», никакого материального вознаграждения), а также школьной формы в 2013 году, которая вызвала настоящий шквал эмоций – от положительных до самых негативных.

Вячеслав Зайцев весна-лето 2014

Порадовал своих поклонников Вячеслав Зайцев и в этом сезоне: его коллекция под названием «На распутье» - это классика на современный лад, строгие силуэты и яркость красок, а также наличие разных принтов на любой вкус.

Модные весенне-летние тренды от «Slava Zaitsev», представленные на мероприятии «Mercedes-Benz Fashion Week»:

стеганные куртки и плащи;

Классический принт клетка;

Геометрические рисунки (как чертеж на ватмане);

Платья-цветы;

Разного вида шляпки;

Легкие струящиеся платья и юбки;

Ахроматика;

Пастельно-акварельные оттенки;

Яркие цвета.

Каждый показ коллекции Вячеслава Зайцева – это маленькое шоу. Он сумел создать что-то новое и неповторимое на модных подиумах страны, дать толчок другим специалистам, научить молодых амбициозных дизайнеров следовать за своей мечтой. О нем говорили, говорят и будут говорить. Даже не совсем важно, в положительном или, наоборот, негативном ключе. Если о вас говорят, значит, вы кому-то нужны. Зайцев, несмотря на свой внушительный возраст, продолжает творить, и это похвально. Пропагандируя стиль «а-ля рус», он напоминает нам о наших корнях, народное творчество до сих пор живет в массах и дает широкое поле для экспериментов.

Фото: ria.ru, www.woman.ru, moda.ru, afisha-lj.livejournal.com, zaitsev.info

Вячеслав Зайцев (модельер)

Вячеслав Михайлович Зайцев. Родился 2 марта 1938 года в Иваново. Советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Народный художник Российской Федерации (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996).

Отец - Михаил Яковлевич Зайцев.

Мать - Мария Ивановна Зайцева.

Учился в Ивановской средней школе № 22.

В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум по специальности художник текстильного рисунка.

В 1962 году с отличием окончил Московский текстильный институт. Далее был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкине и назначен её художественным руководителем.

В самом начале своей деятельности он создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом. Вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, Зайцев сумел проявить себя в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.

В ОДМО на Кузнецком мосту Вячеслав Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Результатом его работы в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии. Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

В 1967 году получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

С конца 1960-х Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор» , которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Так, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые его изделия.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве он неизменно уделял живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика Вячеслава Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Много работал над созданием костюмов для кино. Как художник по костюмам принимал участие в создании картин на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

В 1988 году выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат.

В 1981 году для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт) он был приглашен в качестве художника по костюмам, к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф?»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»).

Вячеслав Зайцев является создателем уникальных костюмов к авангардному спектаклю «Лесбияночки шума цунами» по пьесе Михаила Волохова.

В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю Малого театра «Пиковая дама» (режиссёр Андрей Житинкин). Создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

Долгое время работал над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

С 1989 года создал множество костюмов для группы На-На, с руководителем группы, сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл».

Также создавал сценические костюмы для , Тамары Синявской, ансамблей «Гайя», «Машина времени» и др.

Долгое время занимался педагогической деятельностью. С 1976 года - доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса). В 1992-1996 годах - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса).

Написал книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» . Обе вышли в 1980 году, а в 1983-м были переизданы в Болгарии и Чехословакии.

В 1993-м стал создателем и главой жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон» (Иваново). Выступил инициатором и попечителем конкурса «Талант» (Иваново).

В 1994 году создал и возглавил жюри ежегодных конкурсов: профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой (Москва), детских театров моды «Золотая игла» (Москва) и молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис». В 1995-м был художественным руководителем и председателем жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».

С 2009 года - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев - почётный гражданин Парижа и своего родного Иваново.

Болезнь Вячеслава Зайцева

В начале 1971 году Вячеслав Михайлович попал в автокатастрофу, после которой долго восстанавливался.

Он вспоминал: «Когда мне сказали, что отрежут правую ногу, я даже смирился, придумал себе новый образ. Представил, как в черной шляпе, белой рубахе, черных очках и с палкой буду ходить по Кузнецкому мосту. Но я тренировался до чертиков в голове, потому что знал: нужно жить».

Несмотря на неутешительный диагноз, модельеру удалось сохранить ногу и восстановить здоровье. Более того, эта трагедия полностью изменила его жизнь и даже закалила характер. «До аварии я считал себя крайне инфантильным. А тут сумел отказаться от обезболивающих, по сути – наркотиков. Потому что видел: человек, которые лежал рядом со мной в палате, под их действием выбросился из окна. Я сознательно проверял себя тогда. И оказалось, что могу быть мужественным», - в одном из интервью.

На момент аварии Зайцеву было 33 года. На протяжении девяти дней ему пришлось находиться в реанимации, а потом шесть месяцев он не расставался с костылями.

Последствия аварии давали о себе знать на протяжении всей последующей жизни.

В начале 2016 года перенес операцию на коленном суставе - ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе. Проходил курс реабилитации в Карловых Варах.

«Каждый месяц бываю в Париже, где у меня есть небольшая квартира-студия», – делился Зайцев. «Приобрел ее на первый гонорар, полученный от сотрудничества со знаменитой косметической компанией. Вот и езжу оплатить коммунальные услуги – примерно 400 евро в месяц. Кроме того, в столице моды и красоты я ищу новые интересные ткани, аксессуары, дополнения для будущих коллекций», - отметил он.

Отдыху на морях и океанах кутюрье предпочитает любимое Подмосковье: «У меня в Щелковском районе есть семь соток земли, рядом – река. Красота необыкновенная! Это не столько загородный дом, сколько мой творческий центр или даже музей-усадьба». Зайцев хранит там все свои награды и подарки, несметное количество журналов, картин, эскизов, тканей, фотографий и книг.

Фильмография Вячеслава Зайцева:

1982 - Красиво жить не запретишь - камео
1984 - И снова звёздный час! (документальный)
1986 - Как стать звездой - эпизод
1987 - Этот фантастический мир. Выпуск 12 (фильм-спектакль) - пассажир поезда
1997 - Корабль двойников - Волков
2005, 2016 - Регина Збарская. Тело государственной важности (документальный) - художник-модельер
2005 - Русский художник Алексей Шмаринов (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Клавдия Шульженко (документальный)
2006 - Жизнь прекрасна (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2007 - Зачем пережила тебя любовь моя... (документальный)
2008 - Актеры одной роли (документальный)
2009 - Сказочные красавицы. Жизнь после славы (документальный)
2009 - Николай Караченцов. Любви не названа цена (документальный)
2010 - Екатерина III (документальный)
2011 - Мода для народа (документальный)
2011 - Старинные часы - камео
2012 - Богини социализма (документальный)

Сценография Вячеслава Зайцева:

1963 - Костюмы к спектаклю «Принцесса Турандот», Театр имени Евгения Вахтангова
1965 - Костюмы к спектаклю «Сердце Луиджи», Театр имени Моссовета
1966 - Костюмы к спектаклю «Эта странная мисс Сэвидж», МХАТ
1967 - Костюмы к кинофильму «Фокусник»
1971 - Костюмы к кинофильму «Держись за облака»
1973 - Костюмы к спектаклю «Безумный день, или женитьба Фигаро», Театр Сатиры
1976 - Костюмы к спектаклю «Ричард III», Театр имени Евгения Вахтангова
1978 - Костюмы к телефильму «Безымянная звезда»
1979 - Костюмы к спектаклю «Её превосходительство», Театр Сатиры
1980 - Костюмы к спектаклю «Всё кончено», МХАТ
1981 - Костюмы к спектаклю «Последние», МХАТ
1982 - Костюмы к спектаклю «Вишнёвый сад», «Современник»
1986 - Костюмы к спектаклю «Лоренцаччо», «Современник»
1988 - Костюмы к мюзиклу «Софистикейтед лейдиз» на музыку Дюка Эллингтона, Бродвей, Нью-Йорк
1990 - Костюмы к спектаклю «Анфиса», «Современник»
1991 - Костюмы к спектаклю «Мартовские иды», Театр имени Евгения Вахтангова
1991 - Костюмы к спектаклю «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Современник»
2001 - Костюмы к спектаклю «Три сестры», Театр Современник
2015 - Костюмы к спектаклям Государственного Малого Театра: «Пиковая Дама», «Маскарад», «Молодость Людовика ХIV»

Коллекции одежды Вячеслава Зайцева:

1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»);
1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора);
1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора);
1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии);
1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев;
1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх;
1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе, 1984 (показы без участия автора);
1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония, (показы без участия автора);
1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере;
1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке);
1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг, 1987 (показы в США);
1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси»;
1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture);
1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж;
1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен;
1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции);
1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды»;
1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки»;
1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио);
1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции;
1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине);
1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте»;
1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы»;
1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы);
1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие»;
1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы»;
1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000;
1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение»;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002;
2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие»;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент»;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим...»;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006;
2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь...»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории»;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки»;
2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы»;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье»;
2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90...»;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни»;
2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век»;
2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис»

1. Коллекция "Истоки" 2. Коллекция "Истоки" 3. Алиса Крылова в наряде из коллекция "Истоки" 4. Алиса Крылова в наряде из коллекция "Истоки" 5. Коллекция "К 100-летию Дягилевских сезонов в Париже" 6. Коллекция "К 100-летию Дягилевских сезонов в Париже" 7. Коллекция "Метаморфозы" 8. Коллекция "Метаморфозы" 9. Коллекция "Метаморфозы" 10. коллекция «Русские сезоны в Париже» 11. коллекция «Русские сезоны в Париже» 12. наряд для Barbie от Вячеслава Зайцева

15 февраля в Музее современного искусства "Эрарта" открылась выставка-ретроспектива творчества Вячеслава Зайцева , организованная командой AFW Russia в рамках проекта "Музей Моды". На открытии Вячеслав Михайлович вспоминал встречи с легендарными актрисами прошлого, с удовольствием фотографировался с поклонниками, а вместо автографов рисовал графические портреты всех желающих.

Прежде чем посетить выставку (а сделать это можно до 15 апреля, цена билета - 300 рублей , для студентов - 200 рублей), предлагаем вам вспомнить легендарные наряды маэстро.

1,2 - Коллекцию "Истоки" можно поделить на две части: первая - русская "боярская", с богатым вышивками, меховыми отдеоками, роскошными шапками, сафьяновыми сапожками и валенками и вторая - в духе "Серебряного века", с классическими силуэтами и фасонами начала 20 века.

В очередной раз маэстро превознес националиный костюм до ранга "от-кутюр".

3,4 - По словам Алисы Крыловой, победительницы конкурса «Миссис Земной шар», добиться победы ей помог именно национальный наряд из коллекции "Истоки". Победа была нелегкой, ведь вес наряда составил 10 киллограмов.

5,6 - Экзотика восточных тканей и простота кроя русского костюма, обилие тончайшей ручной работы, вышивка и дорогие меха отличают коллекцию, посвященную столетию Дягилевских сезонов.

7,8,9 - Московская публика была шокирована коллекцией "Метаморфозы", открывшей Российскую неделю моды. Вступительную часть показа представили красавцы в боди, а в числе моделей были задействованы трансвеститы. Коллекция же в целом – воссоздана по эскизам Вячеслава Зайцева 80-х годов. "В 80-е я создал коллекцию, которая тогда была непонятной и преждевременной" - говорит дизайнер. В 2010-м мотивы прошлых лет оказались востребованы.

10-11 - В 1988 году , в Париже, по приглашению мадам Карвен, главы знаменитого Дома Зайцев представил свою коллекцию «Русские сезоны в Париже». Коллекцию приветствовали с триумфом, в последствии присудили Золотую медаль города Парижа и звание почетного гражданина Парижа.

12 - По случаю юбилея куклы Barbie международный салон PRET A PORTER PARIS организовал мировое турне выставки «Barbie и ее аксессуары». Вечно молодая кукла предстала в 50 нарядах от именитых дизайнеров из Европы и Америки. Российские наряды представили Вячеслав Зайцев, Андрей Бартенев, Вика Газинская и Виолетта Литвинова.

– российский модельер, имя которого широко известно далеко за пределами России.

Вячеслав Зайцев: биография


Родился известный дизайнер 2 марта 1938 года в Иваново, тогда еще городе Советской ССР. Отца модельера звали Михаил Яковлевич, мать – Мария Ивановна, несмотря на сложные военные и послевоенные годы родители смогли дать мальчику хорошее образование, в сентябре 1945 года Слава Зайцев был зачислен в первый класс Ивановской средней школы №22, после окончания которой в 1952 году, Вячеслав поступает в химико-технологический техникум. Спустя 4 года упорной учебы Вячеслав зайцев наконец-то получил заветную корочку художника текстильного рисунка с которой он отправился в Москву, чтобы поступить в Московский текстильный институт, который он и закончил с отличием в 1952 году. По распределению Вячеслав Зайцев попал на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкино на должность художественного руководителя этого предприятия. На этой должности Вячеслав Зайцев работает достаточно долго.


Первой его коллекцией одежды стала линия специальной рабочей формы для жительниц области и села, забракованная партийным руководством, что не мешало ее публикации в журнале «Пари Матч», под громкой надписью, гласившей, что этот человек диктует модные тенденции в столице. Именно благодаря этой статье, содержащей яркие и красочные фото, так и не ставшей доступной публике коллекции, Вячеслава Зайцева узнают за рубежом.

Вячеслав Зайцев: сотрудничество с Пьером Карденом


В 1965 году к нему обращаются Пьер Карден и Марк Боан («Диор), приехавшие специально с целью выразить восхищение талантом молодого русского дизайнера, незадолго до этого все же сумевшего добиться признания в союзе и получить должность художественного руководителя экспериментально-технического предприятия Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, сокращенно ОДМО.


Прибывшие для знакомства с начинающим дизайнером знаменитости, в том числе и Ги Лярош признались, что не ожидали встретить в Советской России, человека настолько проникнутого духом моды, о чем было написано в газете «Женская повседневная одежда», напечатавшей статью под громким названием – «Короли моды».


Но, несмотря на растущую популярность у зарубежных коллег разрешения на выезд из СССР Вячеслав Зайцев не мог получить вплоть до 1986 года, потому оставался сотрудником ОДМО целых 13 лет, занимаясь разработкой эскизов и пошивом одежды для разных слоев населения Советской Республики. За годы своего труда на посту художественного директора, Вячеслав Зайцев проводит показ, ставшей неимоверно популярной в Советском Союзе и за границей коллекций, называвшихся «Русская серия», а также линии одежды, созданной на народный мотив из ивановских ситцев, считавшихся на момент 1960-1970-х годов одной из лучших тканей для пошива одежды. Коллекции эти заслуженно считаются одними из главных в дизайнерском творчестве Вячеслава Зайцева, во многом благодаря их созданию о мастере моды начали говорить, наконец, пришел заслуженный и долгожданный успех, сопровождавшийся бурей оваций на модных показах, проводимых в Китае, США, Японии, Франции и других государствах. На показах этих сам автор никогда не присутствовал, по уже упомянутым причинам, правительство опасалось упускать столь ценный кадр, и потому доступ к поездкам оставался закрыт, приходилось удовольствоваться рассказами очевидцев.


В 1967 году Вячеслав Зайцев презентует на главном подиуме страны в Москве новое платье, получившее в коллекции название «Россия». Новинка настолько понравилась покупателям и критикам, что еще более усилила интерес к дизайнеру со стороны западных коллег, а также СМИ, окрестивших Зайцева не кем иным, как «Красным Диором». Западные коллеги не могли понять то, как в консервативном и однообразном с их точки зрения Советском Союзе может жить и творить такой легендарный и одаренный человек. Подтверждением растущей славы стала публикация в чехословацком журнале мод «Кветы» обзора за 1974 год, посвященного 100 лучшим художникам в мире моды, имя Вячеслава Зайцева стояло рядом с именем прославленного Кристиана Диора. В 1976 году чехословацкие трудящиеся были порадованы громкой новостью о том, что Вячеслав Зайцев согласился сотрудничать с фирмой «Яблонэк», организовавшей выпуск им лично разработанной серии украшении.


Спустя уже несколько месяцев Зайцев проводит первые показы одежды под эгидой этой фирмы в городах Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Вячеслав Зайцев: карьера


После своего ухода из ОДМО Вячеслав Зайцев не делает перерыва в работе, сразу же устроившись на фабрику № 19 индпошива и начав работу над модными коллекциями одежды для Дома Моды, который в это время планировалось открыть в Москве на проспекте Мира. После открытия, которое случилось в 1982 году, Вячеслава Зайцева назначают на пост главного художественного директора этой организации, а спустя 6 лет в 1988 году и директором всего заведения. В этой должности Вячеслав Зайцев пребывает и по сей день, при помощи неистощимых ресурсов Дома Моды, создавая свои бесконечно красивые коллекции одежды, такие как Pret-a-Porter и Haute Couture.


Уже не молодой дизайнер находиться в постоянном поиске нового и ранее им не использовавшегося, поражая коллег и публику своим мастерством и хорошим вкусом. Среди наиболее популярных и заслуживающих внимания коллекций модельера, можно отметить следующие:
1. «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988);
2. «Русские сезоны в Париже» (1988);
3. Коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988);
4. Коллекция моделей мужской моды (1989);
5. Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990);
6. «Агония перестройки» (1990-1991);
7. «Пробуждение» (1995-1996);
8. «Чума» (1995-1996);
9. «Как молоды мы будем» (1996-1997);
10. «Соблазн» (1997);
11. «Событие» (1997-1998);
12. «Листая памяти страницы» (1998-1999);
13. «Прозрение» (1999) – первая меховая коллекция в России;
14. Коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999);
15. «Тайны гармонии» (2000);
16. прет-а-порте класса люкс 2001 (2000);
17. «Посвящение» (2001);
18. прет-а-порте 2002 (2001);
19. «Нашествие» (2002);
20. Прет-а-порте 2003 (2002);
21. «Дивертисмент» (2003);
22. прет-а-порте 2004 (2003);
23. «Ностальгия по временам ушедшим» (2004);
24. «Импровизация» - прет-а-порте 2005;
25. «Тайны соблазна» (2005);
26. прет-а-порте де люкс 2006 (2005);
27. «Игра с…» (2006);
28. «Фантасмагории» (2006);
29. «Истоки» (2008).


Именно эти коллекции Вячеслава Зайцева вызвали к нему наибольший интерес публики и критиков, сделали его имя хорошо знакомым даже тем, кто на самом деле никакого отношения к моде не имеет.

Вячеслав Зайцев: творчество

Изобретение новых образов и их последующее воплощение в жизнь отнимают немало времени и сил у дизайнера, тем не менее, он находит в себе силы посвящать часть своей жизни иному виду искусства – рисованию. Вячеслав Зайцев увлекается живописью и рисунком, его работы не являются продолжением модных сюжетов, у них своя история, поскольку станковая живопись дизайнера уже заняла почетное место среди картин современных художников. Для написания картин художник чаще всего использует пастель, карандаш и фломастер, считая, что нынешний мир нужно рисовать с использованием современных материалов. В ярких картинах отражаются в первую очередь эмоциональный настрой автора, его душевные переживания, радости и огорчения, именно поэтому они получаются достаточно чувственными и смысловыми, заставляя зрителя призадуматься.


Сегодня Вячеслав Зайцев не просто знаменитость, дизайнер с мировым именем, а человек, готовый всегда прийти на помощь, так, по особой просьбе правительства дизайнер спроектировал и разработал серию модной и удобной униформы для сотрудников полиции России, чем заслужил их бесконечную благодарность.


Также дизайнер работал над созданием сценических костюмов звезд кино, театра, музыки, изготовил целую серию костюмов для спортсменов, танцующих на льду и многие другие коллекции.
Свои взгляды на моду и жизнь Вячеслав Зайцев изложил еще в 1980-м году сразу в двух книгах, ставших самыми читаемыми в Советском Союзе. Первая книга называлась «Такая изменчивая мода», вторая «Этот изменчивый мир моды». В 1992 году в свете появляется книга«Ностальгия по красоте» на английском языке, посвященная целиком и полностью творческому пути Вячеслава Зайцева. В 2006 году читать смог насладиться новой книгой о знаменитом дизайнере «Слава Зайцев. Тайны Соблазна», книга эта отлично иллюстрирована и скорее напоминает альбом из личных фото знаменитости.


Популярного во всем мире дизайнера не устают приглашать на всевозможные показы мод, в судейские жюри и тому подобное, к примеру, в 2009 году модельер стал одним из главных судей на международном фестивале моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев: личная жизнь


Вячеслав Зайцев был женат, но брак распался и сейчас он и его бывшая жена Марина Владимировна живут отдельно, встречаясь только на совместных ужинах за семейным столом. От этого брака родился всего один ребенок – сын Егор Вячеславович, на данный момент, также являющийся дизайнером. Также у дизайнера есть две внучки – Маруся и Настя.



Похожие публикации