Сценарии мероприятий для детей к году экологии. Экологическая сценка «Вода — главное чудо на Земле. Вопросы синего сектора

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

«Репортажи из леса»

Предварительная подготовка:

Накануне мероприятия объявлены общешкольные конкурсы на лучшее сочинение по теме «Лес наш лучший друг» и на лучший рисунок «Зеленая планета глазами детей». Выставка рисунков и сочинений организовывается на месте проведения мероприятия.

Звучат позывные передачи. В студии появляются «телеведущие». 1

Ведущий 1. Мы рады видеть вас в нашей студии и цикл сегодняшних репортажей будут называться «Репортажи из леса».

Ведущий 2: 2-5

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Ведущий 1 Строки, прозвучавшие в самом начале передачи, вызывают тревожные чувства, они затрагивают актуальную на данный период тему - сохранение нашего главного богатства - лесных массивов.

6 Ведущий 2. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Лес - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат А.П.Чехову. И, действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Ведущий 1. Но чтобы любить лес по-настоящему, чувствовать красоту, нужно его знать! Сегодня в нашей передаче мы постараемся раскрыть разные грани этой природной драгоценности.

Нам помогут специальные корреспонденты

Ведущий 2 . Вот уже с нами на связи Алексеева Ольга и Актуганова Лера с репортажем «Этот загадочный лес».

1-й корреспондент. Добрый день, дорогие друзья! Задача нашей рубрики выяснить, что вы знаете о лесе и его обитателях. Для этого мы будем загадывать вам загадки.

2-й корреспондент. Самые догадливые и активные получат призы от нашего канала.

Загадки:

Его весной и летом, мы видели одетым,

А осенью бедняжке сорвали все рубашки. (Лес)

В птичник повадится - ждите беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)

Зверька мы узнаём с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубе беленькой зимой

И в серой шубе летом. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

Летом ходит без дороги, между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень).

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки. (Рысь).

Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

Жу-жу-жу, я на ветке сижу, букву Ж твержу,

Зная твердо букву эту, я жужжу зимой и летом. (Жук).

Он по рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

Еще на свет не появился, в чужом гнезде он очутился. (Кукушонок).

Всю ночь летает - мышей добывает

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова).

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

В сенокос - горька, а в мороз - сладка,

Что за ягодка? (Рябина).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Не спорю - не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик).

Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

1-й корреспондент.. Отгадав все эти загадки, и просмотрев картинки, вы теперь знаете, какие растения и животные находятся в наших лесах. Именно они составляют главное богатство природы. Некоторые растения и животные занесены в Красную книгу Татарстана. Книгу вы можете найти на выставке «Все о Зеленом Доме».

Ведущий 1. Спасибо, Оля и Лера. А сейчас на связь выходят Оля Силачева и Ратов Александр Тема репортажа «Лесная аптека».

1-й корреспондент. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью,

Мята, пижма, зверобой.

2-й корреспондент. Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. С наступлением весны, появляются цветы, травы. И мы начинаем их рвать охапками. Но оказывается вокруг нас растет очень много полезных растений. И в этом вы сейчас убедитесь. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем использовать растения в лечебных целях, его нужно тщательно проверить. Сведения, которые мы вам представим, проверены временем и подтверждены специалистами.

1-й корреспондент. Посмотрите на стенд «Зеленая аптека» - здесь представлены препараты из растения нашего леса.

На стенде изображения ландыша майского, веток сосны, веток березы, калины, рябины и др. растений.

2-й корреспондент. О некоторых мы расскажем подробнее.

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще на ландыши взглянуть…

С древних времен человеческая молва приписывала этому оригинальному пахучему цветку множество целебных свойств и поверий, что отражается в многочисленных сказках и народных преданиях. Считается, что ландыш помогает от всех недугов.

1-й корреспондент.

Она весну встречает-

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску.

Ты узнаешь … Березку.

В состав березы входит органический краситель бетулин, содержащий большое количество ионов серебра, благодаря чему лекарственные препараты из неё обладают отличным антимикробным действием. По достоинству оценят свойства березы любители банных процедур. Дело в том, что под воздействием горячего воздуха её листья выделяют целебные фитонциды, прекрасно стерилизующие воздух и наполняющие его антисептиками.
2-й корреспондент. А вот слова из русской песни на слова И.Сурикова

Что стоишь качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

В народной медицине используют ягоды рябины, кору, цветки, листья. Лечебные свойства красной рябины в ее мочегонном, кровеостанавливающем, желчегонном, слабительном, потогонном действии. Рябина красная очень хорошее средство при авитаминозе.

1-й корреспондент. На выставке книг вы сможете найти и книги по народной медицине. В этих изданиях собраны полезные рецепты и другая интересная информация о лекарственных растениях. А мы с вами прощаемся! До новых встреч!

Ведущий 1. А теперь с нами на связь выходят корреспонденты Лена Власова и Алина Миндубаева.

Во время выступления на экран проецируются слайды картин известных художников с изображениями леса.

1-й корреспондент. Здравствуйте, дорогие зрители! Мы подготовили репортаж, который носит название «Поэзия и проза леса».

Образ леса часто встречается в поэзии и прозе. Лес привлекает мастеров пера и кисти своей таинственностью и многообразием красоты весной, летом, осенью и зимой. Особые чувства вызывают темнохвойный лес и многоцветная дубрава, веселая березовая роща и светлый кедровник. И в каждом лесном сообществе своя жизнь, свои животные, растения и грибы.

2-й корреспондент. Чувством восторга перед жизнью исполнены стихи русских поэтов, обращенные к родной природе. В отечественной лирике есть немало проникновенных строк о лесе, деревьях. Травах и цветах русской земли. Лес для поэтов - источник вдохновения, глубоких переживаний и размышлений.

Голубая весна Василия Бакшеева

Николина гора Сосны Анатолия Зверева

Утро в сосновом лесу Ивана Шишкина

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии Шишкин И.И.
«Рубка леса » Шишкин И.И.
Исаак Левитан, Осенний лес

Тропинка в лиственном лесу. И. Левитан

Лес художника Виктора Быкова

Янулевич Геннадий . В лесу

Ведущий 2. А следующий Фоторепортаж приготовили для вас корреспондент Никифорова Сабина по одному проблемному вопросу.

1-й корреспондент. Здравствуйте, друзья! Наш фоторепортаж называется «Ох уж этот мусор!» он не нуждается в лишних комментариях. Смотрите и делайте выводы. Все места на этих фотографиях вам знакомы с детства.Мы призываем всех жителей нашего села и сел поселения прекратить загрязнение окрестных лесов, не лишать нас и наших будущих детей чистого воздуха и, радующих глаз, пейзажей.

На фоне тревожной музыки на экран проецируются фотографии снятые в окрестных лесах: стихийные свалки, выгоревший лес, несанкционированные вырубки деревьев.

Ведущий 1. Литераторами еще на заре прошлого века затронута проблема экологии, проблема исчезновения лесов. А какие же факторы способствуют уничтожению чуда природы - леса? Послушаем корреспондента Лену Ефимову

1-й Здравствуйте, дорогие зрители! Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит людям лес, - а взамен требует только одного - бережного обращения с ним.

1-й корреспондент. Вот несколько правил поведения в лесу. Обратите внимание на экран.

На экране демонстрируется презентация «Как вести себя в лесу».

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Не разоряйте муравейники

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно -

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться -

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные - большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники -

Нежно ягодки сорви,

А куст - оставь, побереги.

2-й корреспондент. Если вы будете соблюдать все эти правила, леса многие годы и даже века будут радовать нас и наших будущих потомков.

Спасибо за внимание! С вами была Ефимова Елена.

Ведущий 1 . а сейчас мы осветим ситуацию, связанную с самым страшным врагом леса-огнем. Специальный корреспондент А.Даннил подготовил для вас познавательный мультфильм

Ведущий 2. Спасибо Даниилу. А наш эфир подходит к концу. В завершение хотим вам представить наших специальных гостей. Видео ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводится награждение.

Ведущий 1.

Лес - не только для нашей забавы,

Он богатств нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь.

Библиография:

Журнал «Педсовет».- 2007.- №8.

Журнал «Педсовет».- 2006.- №5

Журнал «Читаем, учимся, играем» .- 2006. - №7.

Журнал «Последний звонок».- 2006. - №10.

Лысаков В. Г. 1000 загадок/ В.Г.Лысаков. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Сценарий мероприятия « Судьба природы -наша судьба»

Цели: показать необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, экологическими правилами; учить бережно относиться к природе; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор; запись песни М. Пляцковского«Это называется природа»; картинки с изображением лисы, медведя, тигра, белки, птиц; выставка книг о природе; презентации«Сохраним планету детям», «Птичий концерт в лесу», презентация « Узнай животное»,презентация « Угадай по описанию», заготовки для знаков «Правила поведения в природе», за участие в викторинах листочки в виде клена, набравший большое количество листочков награждается грамотой за участие.

Эпиграф на доске: «Земля должна быть достойна человека, и для того, чтобы она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом»

А.М. Горький

Ход занятия. I. Организационный момент. 1. Сообщение темы и цели занятия. Ведущий: - Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы - наша судьба»? Сегодня мы ответим на эти вопросы и убедимся в красоте природы.
Показ презентации«Сохраним планету детям»
2. Экологические проблемы.
Ведущий: Очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
- Человек живет на земле в окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, а в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родилсячеловек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
Книга природы открывается для всех, но по-настоящему лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, которыезанесены в Красную книгу.
Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги.)

Показ - Презентация « Красная книга» Смешарики (обратить внимание на доску оформленную фотографиями птиц и животных занесенных в Красную книгу)
А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
3. Учащиеся читают стихи:
1.
^ Кто целится камнем в птенца, в синеву?..

Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он; ты только подумай
Живой!
И мама, наверное, ищет его:
Ребенок для мамы дороже всего!

Незнанов Даниил 2 а кл

2.. Ты, дружок, смотри не подкачай!..

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни пташки, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей
Все, что зовётся Родиной твоей.
И. Мазнин

Лукашина Анна 4б кл
3. ^ Что ты тискаешь утенка?
Что ты тискаешься утенка?
Он малыш, а ты большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку,-
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд, –
Лапы мальчика не шутка.
Чуть притиснешь – и капут.

Калугина Яна 3а кл

С. Чёрный


4. Я иду тропинкой

Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелют ветви надо мной,
По бокам трава с цветами.
Песни птиц звенят кругом;
Ручеек журчит в ложбине,
Струйки блещут серебром.
Я один и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда
Сам пришел не обижать я.
Отдохнуть пришел сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать.
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять?

Пищулева Варвара 4а кл

5.Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит,обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и, видно все до дна.

Течет вода - водица, вкусна и холодна.
4. Экологическая сказка.

Доктор Планет Планетович.

Вед:На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля.
От сложнейшей работы его отвлёк телефонный звонок.(Звучит телефонный звонок)
Док:- Кто звонит? (берет трубку)
Зем:- Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
Док:- Что случилось?
Зем:- Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
Док:- Вылетаю немедленно.
Вед:Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрел бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100 миллиардов километров цветного бинта и перевязал порезы.
Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал:
Док:- Люди! Вам нужна живая планета! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.

Звучит:ПесняЮ.Энтина «Это называется природа»

V. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».

Вед : Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Он владелец лесов, знает, кто в них живет,

Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.(Лесовик)

Лесовик : Ребята, будьте внимательны. - Я уверен, что вы будете беречь все живое на земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
Вопросы Викторины: Презентация «Лесовик 1»слайд 1-2
1. Что такое «Замор» рыбы?

(Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.) слайд 3

2. Назовите животное водоемов, которое является настоящим живым фильтром?
(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.) слайд 4
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
(Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.) слайд 5
4. Почему нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена.) слайд 6
5. Назовите друзей леса среди животных.
(Муравьи, дятлы.) слайд 7
6. Назовите главного коварного врага леса.
(Пожар в лесу.) слайд 8
7. Может ли гриб съесть дерево?
(Да, трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
слайд 9
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
(Происходит линька животных - мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.) слайд 10
9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать?
(Птенцы, которые выпали из гнезда.) слайд 11
10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах?
(Многие птицы после этого бросают свое гнездо.) слайд 12
11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.) слайд 13
12. Что едят синицы зимой, когда все насекомые спят?
(Зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
слайд 14
13. Какое дерево считается символом России?
(Берёза) слайд 15
14. Что такое «тихая охота»?
(Сбор грибов)
слайд 16
15. Какая птица считается символом мудрости и познания?
(Сова.) слайд 17
16. Кого называют лесным доктором?
(Дятла.) слайд 18
17. Из какого дерева делают спички?
(Осины.) слайд 19
18. Кого из зверей величают по отчеству?
(Лису.) слайд 20
19. Какая птица умеет считать годы нашей жизни?
(Кукушка.) слайд 21
20. Какое животное является национальной гордостью России?
(Соболь.) слайд 22
21. Кого называют санитаром леса?
(Волка.) слайд 23

6. Показ презентации:Э к о л о г и ч е с к а я и г р а «Узнай животное». Лесовик :. Ко мне поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.
Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
– Кто это?
(Это жаба.) слайд 3–4 Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2 . «Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
– Кто это?
(Сова.) слайд 4-6 – Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 3. «Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».
– Кто это?
(Это комары.) слайд 7-8 – Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки – прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз – на личинок комаров в воде.
7. Показ презентации « Угадай по описанию».

Э к о л о г и ч е с к а я и г р а «Угадай по описанию.» слайд 9 Лесовик читает текст-описание, учащиеся называют животных и птиц, занесенных в Красную книгу.
О п и с а н и е 1. Это удивительно красивая птица, гордость нашей фауны: совершенно белая с черными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Международным союзом по охране природы она отнесена к вымирающим видам. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби.
(Стерх, или белый журавль.)- слайд 10
О п и с а н и е 2. Это ловкий, красивый и в то же время кровожадный зверек. Об этих зверьках писалось так: «Гнездо имеет готовое кротовое, а то и в копнах соломы, питается мышами, гадами, птицей, разными тетерями и куропатками, прицепляется к одной летящей птице и летает с ней, переедает ей горло и падает вместе с ней на поле, что и бывает ему пищей».
(Горностай.)- слайд11


О п и с а н и е 3. Брюхо у нее рыжеватое, а по телу – обилие пестрин. В противоположность ее собратьям пальцы у нее не оперены. Селится она в старых дуплах деревьев, в районе брошенных построек. Усердия в строительстве гнезда не проявляет. Ночи, озвученные ее криком, приобретают особый колорит. А кричит она «сплю-сплю». Эта птица стала редким представителем в Западной Сибири. Занесена в Красную книгу. (Совка-сплюшка.) слайд 12
О п и с а н и е 4. Это животное – крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. Занесена а Красную книгу.
(Рысь.) слайд 13
О п и с а н и е 5. Это животное часто называют «королем» грызунов. Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами и мышами оно выглядит величественно, по-королевски. У него все удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Эти зверьки еще и лучшие строители.
В далеком прошлом эти животные были широко распространены в наших таежных речках, но в результате хищнической охоты были истреблены. Позже эти ценные зверьки были завезены в Омскую область из Белоруссии.
(Бобры. )слайд 14
О п и с а н и е 6. «Пернатая жемчужина»! Ее по праву можно так величать, глаз не оторвешь, кажется, что птицу сшили искусные мастерицы по аппликации. Лоб, голова, шея сзади, крылья и хвост – черные. По бокам изящной головки большие каплеобразные пятна рыжевато-красного цвета. Вокруг белое окаймление. Шея спереди и грудка рыже-красные, отделенные белой полоской от черного брюшка. Гнездится только в пределах нашей страны. Занесена в Красную книгу нашей страны.
(Краснозобая казарка.) слайд15


В ы в о д:(Лесовик) нужно беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. А сейчас жители наших лесов птицы приготовили для Вас замечательный концерт. Давайте внимательно послушаем их прекрасное пение. Слайд16

Звучит:Презентация «Птичий концерт в лесу»

8.Итог мероприятии:Ведущий: Ребята, вы убедились какой прекрасный, удивительный мир окружает нас- леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце,звери,птицы.

Это природа!Природакормит,поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.Трудно представить себе Землю без лесов, зверей, без птиц. Берегите природу.

Ученик:

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счет будущего дня.

Думчев Кирилл 4 б класс

Ведущий : В нашей стране прияты законы об охране природы. Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе».
9. Экологические правила.
Учащиеся получают заранее приготовленные памятки - правила «Помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.

Не будем жечь костры! Не будем шуметь в природе! Не будем убивать зверей и птиц!

В конце мероприятия наградить самых активных учащихся грамотами за активное участие и знания животных и птиц занесенных в «Красную книгу».


(Приложение № 1)

    Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

    Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

    Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

    Не будем обижать лягушек и жаб!

    Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

    Не будем разорять муравейники!

    Не будем жечь костры!

    Не будем шуметь в природе!

    Не будем оставлять мусор в природе!

    Не будем засорять родники и речки!

    Не будем убивать зверей и птиц1

    Не будем трогать птичьи яйца!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоусманский лицей»

Сценарий экологического мероприятия

«Дом под крышей голубой»

Разработал: учитель биологии

Яковлева Елена Дмитриевна

Сценарий мероприятия «Дом под крышей голубой».

Цели и учебно-воспитательные задачи:

Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников.

Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.

Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности.

Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.

Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений.

Страница первая «Планета людей».

-Песня «Дом под крышей голубой» + презентация

- Презентация «День Земли»

1.Вед . Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

2. Вед . Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли .

3 . Вед . День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

4 . Вед . Родился праздник Земли в Америке. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году – возле курортного городка Санта – Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЫ.

1. Вед . В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.

2 . Вед . В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового

В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.

3. Вед . Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

4. Вед . Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.

1. Вед . День Земли подчеркивает, что бережное отношение к нашей планете – дело всех людей на Земле.

2. Вед . В нашей стране официальной эта дата считается только с 1998 года. Этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

3. Вед . Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню.

4. Вед . Они считали землю живым существом, самодействующим, она родит из своей

материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны.

Люди сравнивали широкие просторы суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.

1.Уч-к О том, что хороша природа,
Нечасто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.

2. Уч-к Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, -
Народ беседует о рыбе,

О сплаве леса по реке.

3. Уч-к Но глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой ОДНО он скажет слово,
И это слово-«Благодать!»

Страница вторая «Экологические проблемы».

1.Вед. Земля – наш дом! Разве не заслуживает она нашей любви, смелости, щедрости. Чтобы уберечь ее от разрушения, истощения и гибели. Наша планета серьезно больна: люди рубят леса, загрязняют реки, озера, травят пестицидами почву, выбрасывают мусор в неположенном месте, т.е. всем этим убивают кормилицу Землю.

1.Уч-к Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

2.Уч-к Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

Презентация «Человек задумайся» +

Музыка Моцарт «Реквием по мечте»

1.Уч-к Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так человек – природы сын –

Завоевал успех.

В начале слаб он был и глуп,

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке,

Но обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И, в лес приехав на слоне,

Сказал: вы все подвластны мне!

Но не учел, что важно знать,

Как надо власть употреблять.

2.Уч-к А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

3.Уч-к Очистка воздуха нам тоже

Всегда обходится дороже

Чем серый ядовитый дым

Но ведь дышать – то нужно им.

Где засыхают сосны, если,

И нам недолго до постели

Так что дешевле заплатить,

Чем всем в больницу угодить.

4.Уч-к Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

5.Уч-к Но люди! Стойте, стойте!

Смотрите, до чего вы довели родную Землю.

Ведь она, как веточка березы

Хрупка и беззащитна!

Но нет, не слышат

Директора заводов,

И продолжают тучи ядерных отходов

Валить, неважно, где –

Им все равно!

Хоть это лес иль поле

Река иль море –

Им все равно.

6.Уч-к Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Сейчас то сушим мы, то обводняем,

А удобрений столько применяем,

Что сами же боимся умереть.

7.Уч-к Так что ж Земля – обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей –

Дымы заводов, грязь от теплоходов

У нас прекрасная Земля Людей,

Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

8.Уч-к Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы –

Рубят лес и губят воды.

9.Уч-к Стала грязной наша вода,

От растений нет следа

Отнят дом у наших зверей.

Птицам, рыбам плохо теперь.

10.Уч-к Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы плавают в реке.

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы!!!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,

Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Земля

Я – Земля. Я – Земля.

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите.

Хоть кто-то услышит биенье

Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.

Люди моей земли!

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот,

Что Вы еще попросите прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без рек и реки без воды.

Все меньше – окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

Пауза.

Земляне! Вы слышите меня?!

Придите на помощь!

2.Вед . Тихо слышите плач, очнитесь!

Помогите Земле! Отзовитесь

Не машите рукой небрежно

Вспомните, как она вас ласкала

Как к груди прижимала нежно

Колыбельную песню шептала

А теперь вот она, рыдает

Неужель, ваше сердце ослепло

Мы виноваты в ее страданьях

Возродим ли мы счастье из пепла.

Песня О. Газманов «Красная книга»+ видеоролик

Страница третья «Разрешение экологических проблем »

3.Вед. Слушайте, люди,

Пульс всей планеты!

Слушайте взрослые!

Слушайте, дети!

Шагают экологи,

Печатают шаг,

Солнце в ладонях!

Сила в руках!

Экологи выходят.

Мы приветствуем всех вас,

Мы ребята - высший класс! (все)

Я, ты, он, она,

Вместе - дружная семья. (все)

Мы природу воспеваем,

И на деле защищаем.

Наш девиз звучит звеня,

Сбережем тебя Земля! (все)

Сигнал о помощи звучит,

Планета стонет и кричит.

Но выручим мы из беды,

Ведь мы спасатели окружающей среды. (все)

Кто будет беречь леса и цветы?

Как кто? Конечно же мы! (все)

Кто будет исследовать родники?

Конечно же мы! (все)

Кто будет в познаниях мира блистать?

Конечно мы и только на «5»! (все)

Кто будет тебя Земля воспевать?

Конечно же мы, дети Земли! (все)

Страница четвертая «Экология младшего школьника»

1. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

2. Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

3. Давайте будем беречь планету -

Ведь другой на свете нету.

4. Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

6. Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

Танец- полька «Добрый жук»

Страница пятая «Берегите Землю»

1.Уч-к Земля – общий для всех большой дом.

Живя в этом доме, человек должен

Быть добрым, должен заботиться о

Других живых существах.

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря,

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не Земля,

А нам без Земли – нельзя!

2.Уч-к Как красива наша Земля весной,

Когда вся природа оживает.

Давайте будем беречь красоту Земли.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы и вы

Если все сорвут цветы,

Не останется природы

И не будет красоты.

Песня Ю. Антонова « Не рвите цветы»

3. Уч-к Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого держалась.

Берегите будущего ради,

Это слово из моей тетради.

Все дарю! И все от вас приемлю.

Только берегите эту Землю.

Песня «Желаю тебе Земля моя» + танец с землей

Литература:

Трек Дом под крышей голубой группы/музыканта Бардовская песня

Моцарт- Реквием по мечте

Стук сердца.

«Красная книга» О. Газманов- видеоролик.

Песня Ю. Антонов «Не рвите цветы»

Полька «Добрый жук»

Песня С. Ротару «Желаю тебе Земля моя»

Интернет-ресурсы:

Картинки –Экологические проблемы

Картинки –Природа

Презентация –День Земли

«Пойми живой язык природы» Л.С.Литвинова Сборник тематических сценариев- Стихи

«Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвинова сценарии мероприятий- Стихи.

Приложение -Фото с мероприятия.

Приложение

Читают ведущие

Занятия детей старшей группы «ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ ». ... экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. Кочергина В. Наш дом ...

  • Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы» (1)

    Пояснительная записка

    10-01.11) Беседы: «Дом под крышей голубой » (11 с. 47) «Контакты... ориентиров. Месяцы Название мероприятия Сентябрь 1. Организационное родительское... Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Средняя...

  • Пояснительная записка стр. 3 Принципы и подходы к формированию Программы стр. 4 Планируемые результаты освоения ооп до стр. 6

    Пояснительная записка

    Иллюстраций - Сценарии активизирующего общения. ... условиями. Экологическое образование... дом природа» («Дом под крышей голубой ») М. Карапуз 2005 Рыжова Н.А. «Наш дом природа» («Что у нас под ... - ¶ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ 1-АЯ МЛАДШАЯ...

  • Проект по экологическому воспитанию дошкольников в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 1)

    Документ

    На крыше ". Аппликация... Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя... небо: голубое , чистое, ... образом, под экологическим образованием... дома занимаются экологическим ... семьёй экологические мероприятия , предложили...

  • Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

    Документ

    Заглянет в дом Веселый свиристель. ПОПОЛЗЕНЬ Голубая спинка, Рыженький... Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий , посвященных датам экологического календаря. ... Эта крыша зимой... укромных местах- под поваленным стволом, под пнем или...

  • Сценарий экологического мероприятия для начальной школы.

    Цели и задачи:
    - формирование мнения у детей в защиту окружающей среды,
    - формирование у школьников ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»,
    - привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам,
    - воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

    Ход мероприятия.

    Ведущий.

    Добрый день, дорогие друзья!

    Этот год объявлен годом Экологии.

    Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

    Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

    Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

    Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

    Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)

    Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

    Основные экологические проблемы города Березовского:

    1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом.

    2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.

    3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.

    Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой.

    «Загадки леса»

    1 ученик:

    Растет в траве Аленка
    В красной рубашонке.
    Кто ни пройдет,
    Всяк поклон кладет. (Земляника)

    2 ученик:

    В густом лесу под елкой,
    Осыпанный листвой,
    Лежит клубок с иголками,
    Комочек, а живой. (Ежик)

    3 ученик:

    Зелена, а не луг,
    Бела, а не снег,
    Кудрява, а не голова. (Береза)

    4 ученик:

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    5 ученик:

    На поляне, возле елок,
    Дом построен из иголок.
    За травой не виден он,
    А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

    6 ученик:

    С ветки на ветку
    Быстрый, как мяч,
    Скачет по лесу
    Рыжий циркач.
    Вот на лету
    Он шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол
    И в дупло убежал. (Белка)

    7 ученик:

    Два братца

    В воду глядятся,

    Век не сойдутся. (Река и берега)

    8 ученик:

    Днем слепа, ночью зряча,
    Мышей ловит, а не кот. (Сова)

    9 ученик:

    Мать, отца не знаю,
    Но часто называю.
    Детей знать не буду -
    Чужим сбуду! (Кукушка)

    10 ученик:

    Кудри в речку опустила
    И о чем-то загрустила.
    А о чем она грустит
    Никому не говорит. (Ива)

    11 ученик:

    Не море, не земля,

    Корабли не плавают,

    А ходить нельзя. (Болото)

    12 ученик:

    Что же это за девица,

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год. (елка)

    13 ученик:

    Только-только народился

    Сразу в шапку превратился (гриб)

    14 ученик:

    Что за дерево стоит

    Ветра нет, а вся дрожит? (осина)

    15 ученик:

    Весною зеленела

    Летом загорала

    Осенью надела

    Красивые кораллы (рябина)

    «Пернатые друзья».

    Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.

    А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?

    Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)

    Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)

    А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)

    А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)

    А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку.

    Днем спит, ночью летает

    И прохожих пугает (сова)

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг

    Червячкам я враг,

    А деревьям друг (дятел)

    Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет

    Крошки собирает (воробей)

    Проживает в странах жарких

    А в нежарких в зоопарках

    И спесив он и хвастлив

    Потому, что хвост красив.

    Им любуется он сам

    И показывает нам (павлин)

    Прячьтесь куры в небе ясно

    Темной тенью кружит (ястреб)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (соловей)

    По лужку он важно бродит

    Из воды сухим выходит

    Носит красные ботинки

    Дарит мягкие перинки (гусь)

    Наша бодрая подружка

    Дает нам перьев на подушку

    Дает яичек для блинов

    Куличей и пирогов. (курица)

    «Зеленая аптека».

    В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.

    А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)

    «Жалоба»

    Много правил есть в природе,
    Знать их надо наизусть.
    А теперь настало время
    В книгу жалоб заглянуть.

    Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

    1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.»

    (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут) (Лягушка. Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.)

    2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.»

    (Летучая мышь)

    3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня или уважать нужно?»

    4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют» .

    (муравьи.)

    5. « Самые верные спутники человека - птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца».

    (синички)

    6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы».

    Подводим итоги мероприятия.

    Правила:

    Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.

    Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.

    В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

    Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

    Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.

    Сценарий экологического часа: "Береги природу"

    (для начальной школы)

    Библиотекарь: SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущего корабля, но все чаще слышится сигнал SOS от природы. Современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание листьев, говор ручьев, пение песка…

    Давайте же мы с вами прислушаемся к тревожным сигналам SOS! Ведь наша планета устала от дымящихся труб, стекающих в реки отходов…

    В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды », в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту. В то же время в законе сказано: »Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее. Виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды . А что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных, это наша родная природа.

    Есть на Земле огромный дом

    Под крышей голубой.

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Весенний звон ручья.

    Живешь в том доме светлом ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги ни вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной Земли

    Зовется этот дом.

    Сейчас я предлагаю вам, ребята, викторину, посвященную Дню охраны окружающей среды.

    Первая тема нашей викторины – «Лес – наше богатство»

    Игра «Назови дерево»

    (Ведущий задает вопросы командам по очереди)

    1. Чем полезна черемуха? (Убивает микробы)

    2. Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)

    3. Весной или летом цветет сирень? (Весной)

    4. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью красными плодами? (Рябина)

    5. Загадка:Не заботясь о погоде

    В сарафане белом ходит,

    А в один из теплых дней

    Май сережки дарит ей. (Береза)

    6. Загадка: Все зелены вокруг –

    Она же средь подруг,

    Как небо, голуба,

    Стоит, собой горда. (Голубая ель)

    Как вы знаете, в лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы и цветы. Много трав растет полезных

    На земле страны родной!

    Помогают от болезней

    Липа, мята, зверобой!

    Мы растенья эти знаем,

    Бережем и охраняем.

    Соберем не на потеху,

    Теперь, уважаемые ребята, я предлагаю вам вопросы о лекарственных травах.

    1. При какой болезни желательно заваривать и пить чай из листьев мать-и-мачехи? (При простуде)

    2. Если ты натер ногу в пути, какое растение облегчит боль? (Подорожник)

    3. Какую траву применяют при бессоннице и нервных расстройствах? (Валериану)

    4. Какое растение лечит некоторые кожные заболевания? (Чистотел)

    5. Какое растение способствует заживлению ран от ожога? (Зверобой)

    6. Назовите лекарственный цветок, на котором еще и гадают. (Ромашка)

    Молодцы, ребята, вы отлично справились с предыдущими заданиями. А сейчас новая викторина. Она выявит знатоков птиц.

    Покормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой,

    Птицы на крыльцо!

    Приучите птиц зимой

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Хорошие слова, правда, ребята? Без птичьего пения трудно представить Землю. Птицы – нам верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы - санитары леса.

    1.Какая птица ведет ночной образ жизни? (Сова)

    2. Название какой птицы состоит из сорока букв? (Сорока)

    3. На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться –

    Два огромные крыла

    У хозяина…(Орла)

    4. Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это (снегири)!

    5. Небольшая и пестрая птица

    Не боится зимой простудиться.

    Угощение наше ей снится –

    Прилетает к нам часто (Синица)

    7. Кто в лесу деревья лечит,

    Не жалея головы?

    Тяжела его работа-

    Целый день долбить стволы. (Дятел)

    8. В каждом городском дворе

    Есть на радость детворе

    Птичка. Ты ее не бей!

    Эта птичка (Воробей)

    9. Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (Соловей)

    10. Какую птицу нечисть боится? (Петуха)

    11.Днем молчит, ночью кричит. (Сова)

    12. У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)

    13. Кто раньше прилетает к нам весной, стрижи или ласточки? (Ласточки)

    14. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

    15. С прилетом каких птиц мы связываем начало весны? (Грачей).

    16. Что птицам страшнее, голод или холод? (Голод)

    Следующая наша тема – «Животные».

    Животные играют огромную роль в жизни людей. И не только потому, что они дают человеку продукты питания, одежду, но еще и потому, что многие из них красивы и привлекательны. Вырубая леса и загрязняя воду в водоемах , люди невольно губят многих диких животных. Из-за неосторожной хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты на животных, многие виды навсегда исчезли, другие стали редкими. Их занесли в Красную книгу. Ребята, а как вы считаете, все ли животные нужны в природе? Комары, мухи нас кусают, пугают змеи, жабы и лягушки. Может, их просто нужно уничтожить?

    (Дети отвечают). Ведущий подытоживает: «В природе все взаимосвязано, каждый вид по-своему полезен».

    Все, все на свете нужны!

    И мошки не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

    И даже без хищников злых и свирепых.

    Нужны все на свете, нужны все подряд,

    Кто делает мед, и кто делает яд.

    Да если мы с кем-то не очень дружны –

    Мы все-таки очень друг другу нужны!

    А если нам кто-то лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется!

    Предлагается найти ошибку в загадках и исправить ее.

    В чаще, голову задрав,

    Воет с голоду жираф (Волк)

    Кто в малине знает толк?

    Косолапый бурый волк (Медведь)

    Дочерей и сыновей

    Учит хрюкать муравей (Свинья)

    Кто любит по ветвям носиться?

    Конечно, рыжая лисица (Белка)

    Быстрее всех от страха

    Несется черепаха (Заяц)

    В теплой лужице своей

    Громко квакал муравей (Лягушонок)

    С пальмы – вниз,

    На пальму снова,

    Ловко прыгает корова (Обезьяна)

    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит,

    Тычет клювом наугад,

    Ищет в речке лягушат.

    На носу повисла капля.

    Узнаете? Это цапля!

    Следующая тема – «Вода».

    Из недр земли забил родник,

    Ручьем хрустальным ставший вмиг.

    Спешат ручьи, вперед бегут –

    И вот уже рекой текут!

    Река бежит не как-нибудь,

    А прямо к морю держит путь.

    А море, как огромный рот,

    Все воды рек в себя вольет!

    Ну, а потом их примет сам

    Необозримый океан!

    И он омоет шар земной

    Водою чистой, голубой!

    Ребята, вы, конечно, хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут: в реки и ручьи бросают мусор и бутылки, в моря и океаны стекаются тонны нефти и топлива.

    Сейчас я попрошу вас, ребята, ответить на загадки, связанные с темой «Вода».

    1.Люди ждут меня, зовут,

    А пойду – все прочь бегут (Дождь)

    2.С высоты большой срываясь,

    Грозно он ревет.

    И о камни разбиваясь,

    Пеною встает (Водопад)

    3.Кругом вода,

    А с питьем беда.

    Кто знает, где это бывает? (На море)

    4. По морю идет, идет,

    А до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

    5. Не море, не земля,

    Корабли не плавают,

    А ходить нельзя. (Болото)

    6. Всю зиму смирно лежит,

    А весной убежит. (Снег)

    7. Кто бежит по горным склонам,

    Тараторит сам с собой

    И в густой траве зеленой

    Прячет хвостик голубой. (Ручей)

    Да, ребята, вода – самое удивительное вещество в природе. Бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно расходовать. Пусть на Земле всегда будет голубая и чистая вода!

    Предлагаем игру «Хорошо – плохо».

    1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками. Это хорошо или

    2. Мусор в лесу. Это хорошо или плохо?

    3. Развешивание кормушек для птиц.

    4. Браконьерство.

    5. Очистительные фильтры на трубах заводов.

    6. Создание заповедников.

    7. Посадка деревьев.

    8. Создание Красной книги.

    Ребята, а кто знает, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги, запрета. Красная книга – это книга – справочник об исчезающих животных и растениях. Все растения и всех животных, которые занесены в Красную книгу, необходимо защищать. Для этого создаются заповедники, строго охраняемые государством.

    А теперь новая игра «Выбери правильный ответ»

    Почему нельзя загрязнять воду?

    1. В такой воде погибают живые организмы

    2. Будет некрасивый цвет воды

    Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

    1. Да, например, комар

    2. Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного

    Какие растения занесены в Красную книгу?

    1. Самые красивые.

    2. Те растения, которых на Земле осталось очень мало

    Нам осталось, дорогие друзья, подвести итог нашей встречи, наградить самых активных участников и еще раз напомнить всем, всем, всем: «Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать ее, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте ее и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты.»



    Похожие публикации