Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. Проект " сайгаки в живой природе" Экологическое воспитание и изобразительная деятельность

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо-Казахстанской области

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Калиновская средняя школа»

« Сайгаки в живой природе»

Направление: Охрана окружающей среды и здоровье человека

Исполнитель :

Нильга Юлия ученица 8 класса

КГУ «Калиновской средней школы»

района имени Г.Мусрепова

Северо – Казахстанской области

Научный руководитель –

Шафигури Людмила Владимировна

учитель биологии, зам. директор по УР-

Калиновской средней школы

с. Рузаевка

Абстракт………………………………………………………………………………….. 1

Цель проекта……………………………………………………………………………… 1

I . Теоретическая часть.

1.1 История возникновения сайгаков 1

1.2 Виды сайгак и их особенности ……………………………….………………………..1-2

1.3 Среда обитания сайгаков………………………………………………………………2-3

1.4 Численность и охрана сайгаков……………………..…………………………………3-4

Заключение………………………………………………………………….........................4-5

Абстракт

Проект «Сайгаки в дикой природе» направлен на расширение знаний об особенностях сайгаков, их роли в жизни человека, происхождение, численности особей, их охране.

Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности за сохранение данного вида животного на территории Казахстана.

Цель проекта:

На основе исследования данных о сайгаках выявить благоприятные условия для разведения сайгаков с целью увеличения численности животных на территории Казахстана и их значение для формирования экологической культуры учащихся.

I . Теоретическая часть.

Сайгак - животное средних размеров, величиной с некрупную овцу. Внешний его вид весьма своеобразен, зверь этот не похож ни на одно из ныне живущих копытных. У сайгака большая голова своеобразной формы, верхняя часть морды в носовой части имеет сильное вздутие - своеобразный "нос", по форме напоминающий короткий и утолщенный хоботок, который нависает над ртом (особенно у взрослых самцов) и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделенными тонкой мягкой перемычкой. При нормальном положении головы ноздри обращены вниз. Голых участков на конце морды нет. Уши небольшие с закругленной вершиной, покрыты шерстью внутри и снаружи. Сайгак имеет удлиненное туловище и тонкие, относительно короткие конечности. Общее телосложение плотное, шея тонкая и длинная. Ноги стройные, на передних ногах копыта массивные и более широкие, чем на задних. Имеются карпальные железы ("коленные щетки"), две маленькие паховые железы и преорбитальные на голове. Копытные железы (межпальцевые) есть на передних и задних ногах. Млечные железы с 4-мя сосками, из которых передняя недоразвита. У сайгака большие глаза с овальным разрезом, радужина темно-коричневая. Самцы имеют среднего размера лирообразные рога, которые слегка отклоняются назад, но концы их обращены вперед. На большой части рогов есть поперечные валики, но концы гладкие. По виду рога полупрозрачные, светло-воскового цвета, концы их бывают темными, почти черными. Самки безроги.

Виды сайгак: Сайгак (Saigatatarica) – мигрирующее копытное животное. Существует пяти главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.

По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.

В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн. до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.

Среда обитания:

Для мест обитаний сайгака, как отмечали многие исследователи характерны две основные особенности: равнинность местности в сочетании с низкорослой разреженной растительностью полупустынного облика. В отношении рельефа сайгак действительно стенотопен и на всем протяжении ареала от Прикаспия до Монголии сайгак населяет исключительно равнинные пространства и, как правило, избегает гористой и резкопересеченной местности. На северо-западе ареала основные местообитания привязаны к равнинам Прикаспийской низменности. Здесь типичные местообитания представлены плоскими равнинами с отдельными понижениями-западинками, или плосковолнистыми равнинами с отдельными буграми и грядами с пологими склонами. Таковы типичные формы господствующего рельефа в Сарпинской низменности и на Черных землях на юге Прикаспийской впадины. На западной окраине Прикаспийской низменности вдоль восточных склонов Сало-Ергененской возвышенности тянется меридиональная, довольно широкая ложбина с цепью Сарпинских озер и плоских понижений, весной заливаемых талыми водами, а летом после высыхания воды, превращающимися в плоские, лишенные растительности, глинистые, с твердым покрытием такыры. Сайгаки охотно держатся на таких равнинных участках, устраивая летом лежки на оголенных местах выпасаясь по бордюру такыров, где произрастает полынно-солянковая растительность.

В Казахстане районы сезонных скоплений и основные миграционные пути сайгаков также строго привязаны к равнинам и впадинам с мягкими, оглаженными формами рельефа. Мигрирующие стада всегда выбирают открытые ландшафты, а массивы песков или небольших горных поднятий обходят, что хорошо прослеживается по системе троп, тянущихся на многие десятки километров. Однако это не исключает того факта, что в отдельных частях ареала эти звери могут держаться и среди холмистой местности, например в южной части Казахского мелкосопочника. В таких местностях сайгаки размещаются вынужденно, выселяясь с прилежащих равнинных участков под воздействием фактора беспокойства или в периоды засух в поисках сочных кормов. Таким образом, сайгак на всем протяжении ареала населяет равнинные ландшафты. Прикаспийская низменность, Устюрт, Бетпакдала, Иргиз-Тургайское междуречье, окрестности оз. Тенгиз, где зимуют и летуют сайгаки -это в основном равнинная местность. Во время миграций животные огибают гористые массивы, например Улутауское нагорье в Центральном Казахстане, обходя его с запада и с востока. Сглаженные холмы, сопки, плато сайгаки в период кочевок пересекают ежегодно. Они вынуждены преодолевать также довольно крутые участки Чу-Илийских гор, чинков Устюрта, высокие барханы песков Муюнкум (около р. Сарысу). Зимой 1976 г. сайгаков встречали кормящихся в ущельях хребта Сырдарышский Каратау, а в многоснежную зиму 1975/76 г. - даже высоко в горах (2400 м над ур.м.) Заилийского Алатау. Сайгаки держатся летом в холмистой местности на юге Казахского мелкосопочника, гдесочнее растительность. В целом же места с сильно пересеченным рельефом не характерны для сайгаков, и они держатся здесь вынужденно. Основным фактором, ограничивающим распространение сайгаков в зимний период, является высота и плотность снежного покрова. Животные не могут добывать корм при средней высоте снежного покрова в 35-40 см, а при плотном снеге - уже в 20 см Случаи добывания сайгаками корма из-под снега толщиной 25-30 см можно расценивать скорее как исключение, что бывает иногда при вынужденных обстоятельствах (внезапные снегопады и др.). Обычно же сайгаки откочевывают в таких случаях в южном направлении.

Численность и охрана сайгаков:

Численность популяций и её изменение к середине и в конце XX века

В результате хищнического промысла численность сайгака в начале XX века оказалась на минимальном уровне, и к 20-тым годам настоящего столетия только немногие сотни сайгаков сохранились в самых глухих местах Калмыкии Казахстана. Общая численность в 20-30-х годах некоторыми учеными оценивалась примерно в тысячу голов. Вид был по существу на грани истребления, но этого не случилось - сайгак как малочисленный редкий вид был взят под усиленную охрану. С этого периода начался новый этап в истории сайгака - этап восстановления.

Учёт, проведенный весной 1960 года, показал еще более низкую численность - всего 186 тыс. голов. Такое уменьшение численности было обусловлено взаимодействием многих неблагоприятных факторов. Сильная засуха, продолжавшаяся все лето 1959 года и охватившая все районы Северо-Западного Прикаспия, привела к большой смертности молодняка в период рождения и первый месяц жизни. Кроме того, в результате сильной засухи урожайность кормов была низкой, и это привело к большой подвижности сайгаков, которые все лето продолжали перемещаться по населенным районам западных окраин Прикаспийской низменности, где смертность также была высокой.

В начале 80-х годов популяция вновь начинает интенсивно промышляться без учета реального прироста, и одновременно в эти же годы резко нарастает воздействие негативных антропических факторов - мелиорация и строительство каналов, распашка земель, огораживание пастбищ, и самое главное поголовье скота увеличивается до 3,5-4 млн. голов.

Охрана сайгаков:

Охрана сайгака. 1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. СОЖМ сотрудничала с государственными подразделениями, такими как РГП «ПО Охотзоопром» по Жезказганскому, Аркалыкскому и Баршинскому региону, с представителями природоохранной полиции по Карагандинской области, с Карагандинской, Актюбинской и Костанайской ОТИ КЛОХ, с руководством и инспекторским составом Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (ГПР) и с егерями Жезказганское общество охотников и рыболовов (ЖООиР) и охотхозяйства «Арлан».

Охотничье хозяйство. С сентября 2009 года АСБК закрепила за собой в Жангельдинском районе Костанайской области, общей площадью около 350 тысяч га, с целью сделать эти территории заповедными охотничьими хозяйствами и наладить на них охрану редких и исчезающих животных. Эти территории очень важны для обитания сайгаков, и АСБК может внести реальный вклад в защиту этих копытных, численность которых только сейчас понемногу начинает восстанавливаться.

После появления охотхозяйств, задачи по охране сайгака и других видов были возложены на их егерей, а СОЖМ была преобразована в Службу мониторинга и пропаганды.

Авиаучет. С 2007 года АСБК принимает участие в государственных авиаучетах сайгаков. Для получения более точных данных о численности сайгаков, сотрудники АСБК совместно с Институтом зоологии разработали и внедрили улучшенную методику проведения авиаучета.

Спутниковое мечение. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков. По результатам трех лет на двух популяциях (бетпакдалинская и устюртская) было установлено 68 передатчиков, в настоящее время успешно работают 44 (36 – бетпакдалинская; 8 - устюртская). Подобные работы, с разработкой специальной методики отлова, проведены впервые в мире. Еженедельно по данным, полученным с передатчиков, готовятся карты размещения помеченных животных и передаются в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для повышения эффективности работы по охране вида.

Заключение:

Казахстанская популяция сайги в настоящее время составляет около 70% всей мировой популяции. За последние 15 лет в результате антропогенного пресса эта популяция оказалась на грани исчезновения. В целом вид представлен пятью разобщенными группировками, которые сейчас насчитывают от 5 до 15 тыс. особей каждая - монгольской (Монголия), калмыцкой (Россия), уральской (Казахстан), устюртской (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) и тургайско-бетпакдалинской (Казахстан). Все они сокращаются ежегодно на 20-40%. При сохранении такого темпа падения численности, учитывая биологические особенности этого вида (количество естественных врагов, влияние климатических факторов, подверженность болезням) и высокий спрос на продукты из рогов этой антилопы, можно всерьез ожидать исчезновения сайгака как вида в ближайшие 5-7 лет.

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК. «18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего...

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза , сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК.

«18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Секретариат Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) провели техническое совещание по вопросам сохранения сайгака», - говорится в сообщении.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и Секретариатом Боннской Конвенции был подписан в сентябре 2006 года в г. Алматы. Тогда же был принят План действий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию антилопы сайги.

Развитие международного сотрудничества способствует созданию благоприятных взаимоотношений между государствами для решения многих трансграничных проблем. Так как Казахстан находится на путях миграции многих видов животных, охрана которых невозможна без тесного сотрудничества с другими государствами, для сохранения мигрирующих популяций сайгаков были подписаны соглашения Правительства Казахстана с Правительствами Туркменистана (2007 год), Узбекистана (2010 г.), а также подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РК и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (2012 г.). Объектами данных соглашений являются устюртская и уральская популяций сайгаков.

В Казахстане обитают три популяции сайгака. Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сохранении этого вида на глобальном уровне. За последние 5 лет в Казахстане на реализацию программы по сохранению сайгака было выделено 2 миллиарда 100 млн. тенге.

Вопреки высокому уровню браконьерства, вызванного постоянным ростом спроса на рога сайгаков со стороны традиционной китайской медицины, а также несмотря на случаи массового падежа животных от болезни в 2010-2012 годах, за истекшие 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, или с 61 тысячи до 137 тысяч особей. Это стало возможным благодаря мерам по выполнению обязательств, принятым Казахстаном в рамках Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, подписаных всеми странами, в которых обитает сайгак.

В ходе технической встречи состоялось обсуждение вопросов минимизации негативного воздействия новых инфраструктурных объектов (заграждений на границе, трубопроводов, дорог, железнодорожных путей и др.) в ареале распространения сайгаков на состояние популяции этого вида.

Также обсуждены вопросы развития международного виртуального ресурсного центра, на котором будет аккумулироваться вся актуальная информация, касающаяся сайгаков. Данный центр создан совместно с Альянсом по сохранению сайгака и Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия и служит оперативной и качественной координации действий по различным вопросам сохранения этого вида, включая научные публикации, информацию о проектах, образовательных программах, экспертах, а также об основных угрозах для устойчивого развития мировой популяции сайгака.

Список используемой литературы:

1. Клебелсберг Е. Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная программа по

сохранению находящихся в опасности степи и сайгака

3. Дуйсекеев Б.З., Скляренко С.Л. Сохранение сайгака в Казахстане.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.

Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - моя главная задача на сегодняшний день.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Мне кажется, что экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.

Развитие и формирование в детях следующих способностей и умений:

· умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

· способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

· стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;

· умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;

· способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

· способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего замысла;

· умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

· умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.

· готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.

В содержание занятий по изобразительной деятельности необходимо включать знакомство со временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.

Часть занятий, когда позволяет погода, необходимо проводить на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога. Со временем дети приобретают опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появляются те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

экологический воспитание изобразительный эстетический

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности эстетического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания. Рекомендации по эстетическому воспитанию дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Путь становления методики изобразительной деятельности. Игровые приемы обучения. Этапы в развитии художественных способностей. Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по развитию изобразительных умений у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Изобразительное искусство как составляющая эстетического воспитания дошкольников. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке. Формирование у детей навыков изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста. Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей. Труд в природе как основной метод сенсорного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Художественно-творческая деятельность как способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формирование эстетического сознания посредством общения с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Путь к экологической культуре у детей младшего школьного возраста. Понятие и характерные особенности экологического воспитания. Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса "Окружающий мир".

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Экологическое воспитание в дошкольном учреждении - формирование экологической культуры (экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности). Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста.

    аттестационная работа , добавлен 06.05.2010

    Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Программа формирования умений изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности навыков ребят в детском учреждении. Развитие у детей дошкольного возраста эстетического и эмоционального восприятия искусства.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2015

    Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Использование дидактических игр как средства развития дошкольников в рамках экологического воспитания.

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель Комарова В.Н.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот задача педагогов. Эта цель прослеживается в программах С. Николаевой «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста».

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом, экологические досуги, КВН, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

- совместное проведение занятий с экологом;

- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

- подбор художественных произведений к программе эколога;

- координация своей программы с программой эколога;

- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.

, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.



Похожие публикации