Работа по связной речи в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе онр. Конспект по развитию связной речи в подготовительной группе

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе »

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений , ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе .

Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели :

развитие связной речи детей ;

развитие речевой среды ;

Формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи ;

Усовершенствование умения правильного произношения звуков;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды . Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук , пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания .

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры :

Мыльные пузыри;

Воздушные шары;

Трубочки для сока со стаканами;

Вертушка;

Наборы различных семян для выкладывания картин;

Маленькие зеркала для индивидуальной работы детей ;

Различная мелкая мозаика;

Шнуровки;

Пальчиковый театр;

Счетные палочки;

Матрешки;

Массажный шипастый мячик.

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр , направленных на развитие речи детей : игры на развитие связной речи , игры на развитие словаря , игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи .

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи , на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу .

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе , по моему мнению, является развитие связной речи .

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения) . Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи .

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития .

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание , изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи .

Наглядные : составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин : при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц , или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке» , «Зимние развлечения » ). Также детям предлагаю пейзажные картины.

Игровые : игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные : чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта ; рассказывание (с элементами творчества) ; пересказ (по частям и по ролям) ; обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей , создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно , если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь :

Внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

Составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием ;

Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

Использовать монологическую и диалогическую формы речи ;

Составлять рассказы о событиях из личного опыта , придумывать свои концовки к сказкам;

Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых , а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Тема:

Творческое рассказывание. Самостоятельное придумывание сказки детьми.

Цели:

  • Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.
  • Закрепление навыка словообразования.
  • Закрепление умения правильно называть притяжательные прилагательные.
  • Закрепление умения правильно согласовывать существительные и прилагательные в родительном падеже в единственном числе.
  • Развитие связной речи, умения ориентироваться в наглядном материале при составлении собственного рассказа.
  • Развитие словесно–логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
  • Использование метода противоречия для выявления противоречивых свойств, характеристик предметов и явлений.
  • Дифференциация близких по звучанию звуков, закрепление навыка самоконтроля за собственным произношением.

Оборудование: сундучок с костюмами детей, сюжетные картинки с изображениями несуществующих животных, рисунки детей, лапоток, схемы: оценка рассказов детей, два круга – черный и белый для игры «Зато», предметы – заместители, фишки, грамоты.

Предварительная работа: тематическое украшение группы рисунками детей по мотивам русских народных сказок, чтение сказок, изготовление костюмов, припоминание пословиц, поговорок, считалок.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Приветствуют гостей.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка.

Логопед:

Ребята, в какой стране мы живем? (В России).

Значит мы кто? (Россияне).

Русский народ всегда был богат пословицами, поговорками, прибаутками и, конечно, сказками. А вы сказки любите? Знаете?

Ребята просматривают выставку рисунков.

Логопед:

Какие замечательные рисунки. Кого ты нарисовал?

Дети:

Я нарисовал Бабу–Ягу и т. д.

ИГРА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Логопед предлагает рассмотреть еще один рисунок, на котором изображено несуществующее животное.

Логопед:

Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле.

Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).

Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).

Логопед:

А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?

Дети припоминают несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)

Логопед:

Какие красивые рисунки. Я вижу, ребята, сказки вы знаете.

А сами хотите научиться сочинять сказки? Но сначала расскажите о самих сказочных героях: назовите все положительное, что есть в герое, и все отрицательное».

Дети садятся на стулья у доски.

ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ТРИЗ:

«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» ИЛИ

«ЗАТО» ПО СХЕМЕ

Ребята просматривают выставку своих рисунков.

Заяц : трусливый, зато быстроногий, добрый, прыткий, безобидный.

Медведь : неповоротливый, медлительный, опасный, зато очень сильный.

Иван–царевич или богатырь : сильный, смелый, скромный, трудолюбивый, верный, добрый.

Кощей : злой, коварный, воинственный, зато умный, сильный, бессмертный.

Василиса Премудрая : умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая.

Лиса : хитрая, умная, ловкая, зато ненадежная, коварная.

Баба-Яга : быстрая, зато старая, немощная, ненадежная.

Змей Горыныч : огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, зато злой, коварный,

Царь : властный, старый, зато добрый, справедливый

ФИЗМИНУТКА

Логопед:

Вставайте со стульчиков. Давайте отдохнем.

Физминутку проводит один из детей. Дети проговаривают слова вслух.

«Раз» - подняться, потянуться.

«Два» – согнуться, разогнуться.

«Три» – в ладошки три хлопка, головою три кивка.

На «четыре» – руки шире.

«Пять» – руками помахать.

«Шесть» – за столик сесть опять.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

Логопед знакомит детей со схемой рассказа № 1:

Логопед:

Ребята, у рассказа должно быть начало, середина и конец. Как начинаются все знакомые вам сказки?

Дети:

- «Жили-были…», «В далекие времена…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Логопед:

А какими словами заканчивается?

Дети:

- «Вот вам сказка, а мне крынка масла…», «И стали жить-поживать и сейчас живут…», «Живут-поживают добра наживают…», «И я там бывал, вместе уху хлебал, по усам текло, а в рот не попало…», «И стали жить припеваючи…», «И теперь живут – хлеб жуют…», «Стали жить-поживать лиха не знать…».

Логопед знакомит со схемой рассказа № 2, зарисовывает план сказки с помощью символов.

Логопед:

Наша история произошла где, как вы думаете? (В лесу, во дворце, в тридевятом царстве…). Рисуем лес. Представим, что в лесу.

А какое время года было? (Весна, зима, лето, осень). А как в сказках об этом говорится? (Давным-давно…).

Что произошло? (Наводнение, пожар, гроза, война…). Рисуем пламя.

Надо спасать лес, давайте найдем героев сказки среди ваших рисунков.

Каких героев можно взять, чтобы предупредить всех? (Можно позвать зайца, потому что он быстро бегает. Я думаю, можно позвать Бабу-Ягу, потому что в ступе быстро долетит).

Кто даст мудрый совет? (Василиса Премудрая). Какую пословицу могла сказать Василиса? (Один в поле не воин).

Кто сильный и будет носить воду? (Медведь и богатырь).

Кто сможет командовать всеми? (Король, Баба-Яга всех направлять, водой сверху заливать).

А, если богатырь не справится, кого еще можно позвать? (Деда, бабу, внучку, и т. п.).

Вот поэтому и говорят: «Один в поле не воин»

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ «ПО ЦЕПОЧКЕ». УСТАНОВКА НА СВЯЗНОЕ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ, ЛОГИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Логопед:

Ребята, рассказы должны быть интересными, волшебными, непохожими. Не забывайте правильно расставлять слова в предложениях, отвечать громко, четко, внимательно слушать товарищей.

Примерный рассказ :

«В далекие времена в некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: напал на царство Змей Горыныч - огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, злой, коварный. Загорелся сказочный лес. Беда – могут погибнуть все сказочные животные! Бросился зайчик к Василисе Премудрой за советом. Она умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая. Хотели они медведя позвать, потому что он сильный, могучий, но Василиса сказала: «Один в поле не воин, надо всех жителей сказочной страны позвать тушить пожар». Полетела Баба–Яга на своей ступе и предупредила всех сказочных жителей. Собрались они у реки с ведрами: бабка за дедкой, внучка за бабкой, Жучка за внучкой, кошка за Жучкой, мышка за кошкой. Водяной им воду подает. Они водой огонь заливают. Три медведя им помогают. Баба–Яга сверху дорогу указывает. Потушили пожар. Собрались богатыри русские и стали со Змеем бороться. И победили его. И стали жить все сказочные жители припеваючи».

ПОВТОРЕНИЕ СКАЗКИ ПОЛНОСТЬЮ (1-2 ЧЕЛОВЕКА)

ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЙ ЛАПОТОК»

Цель : закрепление скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, развитие слухового внимания.

Под музыку дети передают друг другу лапоток. На котором из детей музыка остановится - тот встает в круг и рассказывает скороговорку, пословицу, поговорку или считалку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАССКАЗОВ ДЕТЬМИ ПО СХЕМЕ

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дети получают грамоты как настоящие сказочники.

Логопед:

Давайте откроем наш сундучок, и я помогу вам надеть форму сказочников.

Логопед:

Какие вы молодцы. Сказка получилась волшебная, удивительная и очень добрая. Даже злые герои сегодня спасали лес вместе со всеми и совершали добрые поступки.

Прощание с гостями. Звучит музыка.


Разделы: Работа с дошкольниками

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи в подготовительной группе».

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи : развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи : формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

Требования к речи педагога:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Эмоциональность;

Выразительность.

Методы развития связной речи: совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине -по серии сюжетных картинок -из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме -по стихотворению -по сказке -по скороговорке;составление описательного рассказа, заучивание стихотворений,беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

Приемы развития связной речи:

Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.

Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины(передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа развитая этого вида рассказывания - содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими – как взрослыми, так и со сверстниками. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями - необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.

Составление творческого рассказа . Существуют различные варианты творческого рассказывания.

  1. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
  2. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
  3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» Л. А. Пеньевской, после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».

Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования .

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку


Конспект занятия

по развитию связной речи

для подготовительной к школе группы на тему:

"Составление описательного рассказа с использованием схемы".

Составила:

Рязанова Н. В.,

Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,

г. Еманжелинск

2016 г

Цель: Формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

· Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.

· схема для составления описательных рассказов; мяч.

Предшествующая работа:

· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».

· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».

· Игра «Загадки о профессиях».

· Игра « Кто, что, для кого?».

· Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия .

Воспитатель:

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».

1. Игра «Отгадай названия профессии».

По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.

  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
  • Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
  • Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
  • Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
  • Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
  • Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
  • Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
  • Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

2. Игра «Исправь ошибку».

(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)

· Повар лечит, а врач готовит.

· Строитель стрижет, а парикмахер строит.

· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.

· Маляр рисует, а художник красит.

· Космонавт ездит, а шофёр летает.

Воспитатель: Молодцы!!!

Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.

3. Игра с мячом «Кто, где работает?».

Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.

Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.

4. Игра «Кому, что нужно для работы?».

(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).

– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;

– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;

– повару нужно половник, кастрюля, ножик;

– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.

Физкультминутка.

Много профессий
на свете у нас!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-
влево.

О них поговорим сейчас:

Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,

«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот -

Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.

Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы

Скрестить ук. пальцы над головой.
Движения: ладонь – кулак.

И охранник есть у школы.

Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,

Попеременно кладет кисти рук одна на другую
сверху – вниз.

А охотник ловит дичь

Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,

Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь

Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!

Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!

Отрицательное движение указательным пальцем.

5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:

– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.

– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

· Название профессии.

· Место работы.

· Что делает человек данной профессии.

· Спецодежда. Головной убор.

· Что нужно ему для работы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.

(Самостоятельные рассказы детей).

7. Итог занятия.

Какие профессии вы сегодня узнали?

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?




Похожие публикации